avangard-pressa.ru

Тема №2: Понятие о процессе формирования физической культуры личности - Культура

В процессе воспитания общество через свою культуру, превращая заложенные в человеке психофизические задатки, первичные природные потребности и инстинкты в социально значимые свойства и регулятивы поведения, формирует культуру личности.

Эти социально значимые свойства и регулятивы поведения, «добытые» при активном участии самого человека, служат основой его личностного

Я для занятия того или иного положения в обществе (социального статуса),для выполнения в жизни множества социальных ролей( например, роли студента, сына, чьего-то друга, защитника в баскетбольной команде, покупателя в магазине и т.д.). Сразу отметим, что физкультурно-спортивная деятельность( в особенности, занятия спортом) значительно расширяет ролевой опыт человека.

Главным регулятором социального поведения любой личности является ценностная ориентация, которая выражает личную значимость предлагаемых обществом культурных ценностей.

Она как бы сводит воедино все остальные психологические свойства, характеризующие направленность личности – потребности, интересы, мировоззрение (убеждения, идеалы), мотивы (стремления, желания), а также психические процессы и свойства – память, мышлении, эмоции, волю, способности и т.п.

Образование ценностных ориентаций связано с первоначальным накапливанием индивидуальных знаний и опыта о различных культурных ценностях с последующим проявлением к ним в виде эмоциональных переживаний, что, в конце концов, приводит к поведенческим актам (намечаются планы действий, совершаются конкретные поступки). Таков механизм приобретения индивидуальных личностных ценностей, о которых уже упоминалось, и которые составляют физическую культуру личности.

Отметим, что физическую культуру личности следует рассматривать как важнейшую качественную характеристику её развития, как составную часть её общей и профессиональной культур, с которыми она взаимодействует и составляет единое целое.

Круг ценностных ориентаций в области физической культуры достаточно широк. Он определяется разноуровневой системой побуждений (от желаний и стремлений до интересов и потребностей). Например, это могут быть ориентации, связанные с желаниями приятного времяпрепровождения, следовать моде на нетрадиционный вид спортивных достижений, со стремлением быть не хуже других, получить обязательный зачёт, а могут – с желанием постоять за себя, стать сильным, с потребностью к общении., тягой к какому-нибудь спортивному коллективу или к личности тренера, с потребностью реализовать себя в спорте, и т.д., и т.п.

Естественно, что приоритеты (предпочтения) могут меняться. Они зависят от возраста, от пола, и от многих других факторов. Так, по данным многочисленных опросов для студенток, в настоящее время приоритетными являются желание сформировать красивую, привлекательную фигуру, устранить все её дефекты, укрепить здоровье, улучшить самочувствие и работоспособность, скорректировать физическое развитие, потребность в двигательной активности, мотивы игры, развлечения, положительных эмоций, спортивный интерес.

Для студентов в большей степени интересны силовая подготовка и формирование красивой фигуры, укрепление здоровья и коррекция физического развития, игры, развлечения и положительные эмоции, спортивная деятельность.

Легко заметить , что всё это многообразие привлекательных ценностей не выходит за рамки общеразделяемой системы ценностей физической культуры личности. И каждый может самоопределиться, найдя через ценностные ориентации свой путь к ней.

В общеразделяемую систему ценностей физической культуры личностивходят:

ü Научно-практические знания (в виде представлений, понятий, суждений об идеях, теориях, принципах, положениях, научных фактов, раскрывающих сущность явлений в физической культуре) и навык их творческого применения в повседневной жизнедеятельности.

ü Представления – это психический процесс возникновения в памяти человека конкретных образов предметов, явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то ранее воспринимал. Понятия – это обобщённые мысли о предметах или явлениях окружающего нас мира, отражающие с различной степенью общности их сущность. Суждение – это мысль о свящи явлений и предметов ( например: «Великая цель образования – это не только знания, но и действия»). Особую ценность представляют верифицированные (от латинского verus – истинный) знания, то есть подтвержденные собственным опытом.

ü Психофизическая подготовленность.

ü Образ жизни.Его составляющими являются режим труда, отдыха и питания; личная гигиена, включая психогигиену и профилактику вредных привычек; двигательная активность, закаливание и т.д.

Высокий уровень сформированности у себя физической культуры подразумевает системные, глубокие научно-практические знания и богатый опыт их творчество применения, хорошую психофизическую подготовленность, ведение здорового образа жизни. В этом случае результативное полевашей физкультурно-спортивной деятельности будет «плодоносить» в полной мере. Что в свою очередь будет способствовать «плодоносности» и прогностического поля,так как общеразделяемая система ценностей физической культуры личности замыкается на такие фундаментальные человеческие ценности, как здоровье, общая и профессиональная культура, социальный статус.И при высоком уровне физической культуры личности можно прогнозировать разную, но значимую степень оказываемого влияния на них.

Например, известно, что здоровье, как состояние физического, психического и социального благополучия на 50% зависит от нашего образа жизни.