avangard-pressa.ru

Тема 2: Участники исполнительного производства - Производство

Вопросы:

1. Понятие и классификация участников исполнительного производства.

2. Органы принудительного исполнения. Правовой статус судебного пристава-исполнителя.

3. Роль суда в исполнительном производстве.

4. Лица, участвующие в исполнительном производстве.

  1. Понятие и классификация участников исполнительного производства.

В исполнительном производстве участвует большой круг лиц, занимающих самостоятельное правовое положение.

Условно участников исполнительного производства в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли при исполнении исполнительных документов можно подразделить на следующие группы:

· Органы принудительного исполнения - ФССП и её

территориальные органы;

· Суд (судья).

· Лица, участвующие в исполнительном производстве:

А) Стороны (представители – дискуссионный вопрос).

Б) Лица, содействующие принудительному исполнению - переводчик, понятой, специалист, и т.д.

В) Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа (органы, организации, в том числе ОГВ, ОМСУ, банки и иные кредитные организации).

  1. Органы принудительного исполнения. Правовой статус судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст.5 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

До принятия ФЗ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", судебные исполнители действовали как представители судебной власти на стадии исполнения судебных решений и решений иных органов и, по сути, входили в структуру судебной власти.

С принятием Закона РФ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ, Служба судебных приставов вошла в систему органов Министер­ства юстиции РФ.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была образована Федеральная служба судебных приставов как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Руководство её деятельностью в настоящее время осуществляет Президент РФ, координацию, контроль и нормативно-правовое регулирование ее деятельности - Минюст России.

Непосредственное осуществление функций по исполнению судеб­ных актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей.

Полномочия судебных приставов-исполнителей закреплены в ФЗ "Об исполнительном производстве", ФЗ "О судебных приставах", иных ФЗ.

Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, в соответствии с которым, ФССП возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации.

Основные задачи ФССП России указаны в п.2 Положения о Федеральной службе судебных приставов.

Это:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) управление территориальными органами ФССП России (далее - территориальные органы).

Полномочия ФССП перечислены в п.6 Положения.

ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы в субъектах РФ - управления (отделы).

ФССП России имеет следующую структуру:

- Управления ФССП России;

- отделы.

Структурные подразделения территориальных органов ФССП РФ составляют:

- районные отделы;

- межрайонные отделы;

- специализированные отделы.

ФССП РФ возглавляет директор - главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Территориальный орган ФССП России возглавляет главный судебный пристав субъекта РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России по предложению главного судебного пристава РФ. Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ, подразделения судебных приставов возглавляются старшими судебными приставами.

Непосредственное же осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей. При этом, многие решения судебного пристава-исполнителя требуют согласования со старшим судебным приставом.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на:

судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок де­ятельности судов (судебные приставы по обеспечению порядка дея­тельности судей);

судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты

других органов (ФЗ от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах»).

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе и при вступлении в должность приносит присягу.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов, обязанности и права судебных приставов – исполнителей установлены «О судебных приставах».

Полномочия судебных приставов-исполнителей могут быть закреплены и другими федеральными законами. Так, СК РФ урегулирован порядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей, порядок взыскания алиментов; ТК РФ устанавливает особенности исполнения решений о восстановлении на работе, порядок исполнения решений комиссии по трудовым спорам; ГК РФ регулирует вопросы проведения торгов и обращения взыскания на имущество должника, находящееся в совместной собственности супругов.

Согласно ст.6 ФЗ «Об ИП» 2007г., ст.14 ФЗ «О судебных приставах», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом – то есть меры принудительного исполнения, предусмотренные ст.68 того же ФЗ.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную Законом «Об исполнительном производстве» (гл.15), КоАП РФ (17.4, 17.8,19.4) и УК РФ (ст.ст.312,315).

ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Взаимодействие территориальных подразделений судебных приставов с органами МВД определяется совместным приказом Минюста РФ N 208, МВД РФ N 1003 от 09.12.2005 «Об утверждении положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов». Ст. 62 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено взаимодействие судебных приставов-исполнителей с работниками милиции. В частности, данной нормой определено, что работники милиции в пределах предоставленных им федеральным законом прав оказывают содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.

Взаимодействие территориальных подразделений судебных приставов с налоговыми органами определяется межведомственным приказом Министерства РФ по налогам и сборам и Минюста РФ от 25 июля 2000г. №215 “Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской федерации и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов”.

Взаимодействие территориальных подразделений судебных приставов с другими органами исполнительной власти основано на их предметной компетенции и проявляется, как правило, в получении необходимой информации, в принятии и исполнении постановлений.

  1. Роль суда в исполнительном производстве.

Вопрос о том, является ли суд участником исполнительного производства, является дискуссионным. Так, М.К. Треушников относит суд к участникам исполнительного производства, тогда как, по мнению М.А.Викут, суд как контролирующий орган, орган судебной власти не может быть от­несен к участникам исполнительного производства поскольку его действия являются актами реализации его компетенции, и исполнительными по правовой природе не являются.

В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" суд и судья не названы в качестве участников исполнительного производства, но анализ указанного Закона, других нормативных правовых актов дает основание полагать, что суд и судья являются немаловажными участниками исполнительного производства.

С принятием Федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и возложением функций по принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов на службу судебных приставов, изменилась роль суда в исполнительном производстве.

Суд теперь лишен права внепроцессуального (оперативного) контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя, контроль же в процессуальных формах расширен, он ныне осуществляется не только судом общей юрисдикции, но и арбитражным судом (в случаях, когда исполнению подлежат исполнительные доку­менты, выданные арбитражным судом1).

Кроме судебного контроля за действиями судебного пристава-исполнителя необходимо принимать во внимание постоянное взаимодействие судебных и внесудебных процедур, переход исполнительного производства из плоскости процессуальной в процедурную и наоборот.

В.М. Шерстюк выделяет четыре группы полномочий суда в исполнительном производстве:

1) Полномочия, связанные с выдачей исполнительных документов (ст. 428 - 430 ГПК);

2) Полномочия, связанные с движением исполнительного производства (отложение исполнительных действий, приостановление и прекращение исполнительного производства) (ст. ст. 432, 435, 436-440, 443 ГПК РФ)

3) Полномочия, предоставленные ему законом для исправления выявленных при исполнении недостатков собственного решения и полномочия, связанные с отсрочкой и рассрочкой исполнения решения (433, 434 ГПК);

4) Полномочия по контролю за деятельностью судебного пристава-исполнителя (путем рассмотрения и разрешения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя 441 ГПК РФ и путем рассмотрения исков об освобождении имущества от ареста 442 ГПК РФ).

4. Лица, участвующие в исполнительном производстве.

Лицам, участвующим в исполнительном производстве посвящена глава 6 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».

К ним относятся:

должник и взыскатель - стороны исполнительного производства;

лица, которые непосредственно исполняют требования исполнительного документа, - органы, организации, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации;

иные лица, содействующие исполнению требований исполнительного документа. К таким лицам относятся: переводчик, понятые, специалист и др.

А) Стороны исполнительного производства, их права и обязанности.Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве. Правопреемство в исполнительном производстве. Представительство в исполнительном производстве.

Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель. Стороны - основные участники исполнительного производства. Они имеют как материальную, так и процессу­ально-правовую заинтересованность в результате исполнительного производства.

В соответствии со ст.49 ФЗ «Об исполнительном производстве»,

взыскатель - гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

В исполнительном производстве понятие "взыскатель" значительно шире понятия "истец". Это объясняется тем, что в исполнительном производстве исполняются не только судебные акты, но и акты других органов (постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, постановления судебного пристава-исполнителя и др.). Обычно взыскателем становится истец, а должником - ответчик. Вместе с тем возможна и обратная ситуация - например, когда в иске отказано и с истца в пользу ответчика взысканы судебные расходы, удовлетворен встречный иск. В этих случаях взыскателем становится ответчик, а должником - истец.

Должник - гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий.

Сторонами исполнительного производства могут выступать:

а) физические лица - граждане, обладающие гражданской правоспособностью (ст. 17 ГК РФ). Следует оговориться, что самостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве может лишь дееспособный гражданин, то есть лицо, достигшее 18 лет, либо, не достигшее, но имеющий полную дееспособность. Особенности участия в ИП несовершеннолетник отражены в ст.51 ФЗ «Об ИП». Поскольку в зависимости от характера материаль­ных правоотношений, способность граждан самостоятельно осуществлять свои права и ис­полнять обязанности наступает в разное время, наличие у граждан этой способности в исполнительном производстве следует руководствоваться не только ФЗ «Об ИП», но и отраслевым законодательством (ГК, СК, ТК и др.). Права несовершеннолетних осуществляются в исполнительном производстве законными представителями: родителями, опекунами, попечителями.

б) юридические лица (ст. 48 ГК РФ)

в) объединения граждан, не являющиеся юридическим лицом (общественные и религиозные организации (объединения), производственные и потребительские кооперативы и т.п.). К таким объединениям применяются нормы Закона, определяющие участие юридических лиц в ИП, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

г) РФ, субъекты РФ и муниципальные образовании в случаях, предусмотренных законом в лице соответствующих ОГВ, ОВ субъектов, ОМСУ (ст.124 - 126 ГК РФ).

РФ, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (например гос/мун предприятия, гос/мун учреждения).

Права сторон ИП закреплены в ст.50 ФЗ «Об ИП».

Конкретного указания на обязанности сторон в исполнительном производстве исполнительное законодательство не дает, поэтому «стороны при совершении исполнительных действий обязаны исполнять требо­вания законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве».

Статья 53 ФЗ «Об исполнительном производстве» закрепляет право сторон участвовать в исполнительном производстве как лично, так и через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

Участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц. Однако, в случаях, когда по исполнительному документу на должника возложены обязанности, тесно связанные с его личностью, должник не вправе действовать через представителя.

Вопрос о том, является ли представитель стороны в ИП лицом, участвующим в ИП, либо лицом, содействующим принудительному исполнению, в литературе является дискуссионным.

Как и в общей теории права, в ИП возможно выделение законного, договорного, общественного представительства.

Законному представительству посвящена ст.56 ФЗ «Об ИП». Правовое положение законных представителей в исполнительном производстве аналогично судебному законному представительству, предусмотренному для гражданского судопроизводства как по лицам, осуществляющим представительство, так и по основаниям представительства.

Ст.57 Закона устанавливает лиц, которые не могут быть представителями (лица, не обладающие полной дееспособностью; судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) ФССП и аппаратов судов за исключением случаев представительства этих организаций или законного представительства).

Представитель совершает в исполнительном производстве дейст­вия: 1) от имени стороны, 2) в интересах стороны, 3) в пределах предоставленных ему полномочий.

Отношения между представляемым и представителем регулиру­ются нормами материального права, отношения между представителем и су­дебным приставом-исполнителем - нормами исполни­тельного права.

Полномочия представителя должны быть подтверждены доверен­ностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным за­коном (ст. 54 Закона «Об исполнительном производстве»). При офор­млении доверенности следует руководствоваться общими правилами, содержащимися в ст. 185—189 ГК и ст. 45 ГПК.

Полномочия представителя определены ст. 57 Закона «Об испол­нительном производстве». Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством (общие полномочия), однако право представителя на совершение отдельных действий, указанных в ч.3 названной статьи, должно быть прямо оговорено в доверенности (специальные полномочия).

В исполнительном производстве возможно соучастие, которому посвящена ч.5 ст.49 ФЗ «Об ИП».

Соучастие в исполнительном производстве - это участие в одном производстве нескольких взыскателей или нескольких должников, права и обязанности которых не исключают друг друга. Соучастие может быть на стороне взыскателей (активное), на стороне должников (пассивное), как на стороне взыскателей, так и на стороне должников (смешанное). Каждый соучастник действует в исполнительном производстве самостоятельно и может поручать представить свои интересы другому соучастнику, но с согласия последнего.

Возможность деления соучастия на обязательное и факультатив­ное обоснованно опровергается В.В. Ярковым, поскольку в исполни­тельном производстве оно всегда является обязательным «в силу под­твержденной в исполнительном документе принадлежности права нескольким взыскателям либо возложении обязанности на несколь­ких должников».

Так же, как и в гражданском и арбитражном процессе, в исполнительном производстве, допускается правопреемство (ст.52 ФЗ «Об ИП»). Под правопреемством в данном случае понимается замена лица, участвующего в исполнительном производстве в качестве стороны (правопредшественника), другим лицом (правопреемником), при которой правопреемник продолжает в исполнительном производстве участие правопредшественника.

Замена стороны ИП происходит, как правило, в результате правопреемства, имевшего место в материальном праве, т.е. в спорном материальном правоотношении. Основания правопреемства в ИП аналогичны основаниям правопреемства в материальном правоотношении. Если правопреемство в материальном правоотношении допускает переход прав и обязанностей от одного лица к другому, то возможно и правопреемство в ИП. Правопреемство не допускается по отношению к правам, имеющим строго личный характер (например, нельзя передать право на получение алиментов). В отличие от материального правопреемства, правопреемство в ИП всегда универсальное.

Правопреемник принимает на себя все процессуальные права и обязанности правопредшественника, и все действия, совершенные им, обязательны для правопреемника. Замена стороны в ИП производится судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица.

Б) Лица, содействующие ИП -

объединены в группу по основанию отсутствия юридической заинтересованности в результате ИП: переводчики, понятые, специалисты, лица, которым судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие.

Участие в исполнительном производстве переводчика регулируется ст. 58 ФЗ «Об ИП» Участие в исполнительном производстве понятых – ст.59, участие в исполнительном производстве специалиста – ст.61.

Являясь переводчиком в исполнительном производстве, лицо наделено определенными правами и обязанностями. Переводчик имеет право на получение вознаграждения за выполненную работу. Расходы на вознаграждение относятся к расходам по совершению исполнительных действий. Основной обязанностью переводчика является правильный перевод документов и устной речи.

Ненадлежащее выполнение обязанностей, а именно заведомо неправильный перевод, влечет ответственность. Об этом переводчик предупреждается судебным приставом-исполнителем перед выполнением своих функций по переводу.

Участие в исполнительном производстве понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо им принадлежащих, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. Их не может быть менее двух. Закон непосредственно предусматривающих необходимость участия понятых при наложении ареста на имущество должника (ст. 80), при конфискации имущества (ст. 104 Закона), (ст. 107), исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника (ст. 109).

Участие понятых при совершении исполнительных действий является оной из дополнительных гарантий, обеспечивающих соблюдение и последующую защиту прав граждан, вовлеченных в исполнительное производство, гарантий, создающих превентивные условия для надлежащего осуществления мер принудительного исполнения, а также их процессуального закрепления, гарантий беспристрастности действий судебного пристава-исполнителя. Поэтому, кроме случаев обязательного участия, понятые могут участвовать по инициативе судебного пристава-исполнителя или по заявлению сторон, заинтересованных в большей гарантированности исполнительных действий. В таких случаях судебный пристав-исполнитель своим постановлением привлекает понятых к участию в исполнительном производстве.

Обязанности и права понятых закреплены в ст.60 ФЗ «Об ИП».

Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний. Вопрос о привлечении специалиста в исполнительное производство решается судебным приставом-исполнителем

Закон по сравнению с ранее действовавшим нормативным актом определил случаи обязательного участия специалиста при оценке имущества должника (ст. 85 Закона), установил виды имущества, в отношении которых проведение независимой профессиональной оценки является обязательным

За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, установленных статьей 61 ФЗ «Об ИП», а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Участие в ИП сотрудников органов внутренних дел.

Согласно ст. 62 комментируемого Закона они оказывают судебному приставу-исполнителю содействие в случаях возникновения угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также могут привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Оказание содействия судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, кроме того, регламентируется предписаниями Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" и других федеральных законов.

На обязанность сотрудников органов внутренних дел оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при совершении исполнительных действий указывается и в ведомственных нормативных правовых актах. Так, Приказ Министерства внутренних дел РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" предписывает, что участковый уполномоченный милиции должен оказывать в пределах предоставленных ему законодательством прав содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.

Положения комментируемой нормы получают свое развитие в ст. ст. 107, 108, 109 комментируемого Закона, в которых прямо нормативно закреплены частные случаи участия органов внутренних дел при совершении исполнительных действий (в случае исполнения исполнительных документов о выселении, вселении, административном приостановлении деятельности). Привлечение сотрудников органов внутренних дел для оказания содействия в совершении исполнительных действий законодатель во всех этих случаях отдает на усмотрение судебного пристава-исполнителя. СК РФ в ч. 2 ст. 79 устанавливает, что в необходимых случаях представители органов внутренних дел должны присутствовать при исполнении решений суда, связанных с отобранием ребенка у одного лица и передачей его другому лицу.

Кроме того, согласно ст. ст. 64, 65 комментируемого Закона в определенных в законе случаях важная роль принадлежит сотрудникам органов внутренних дел при производстве розыска должника-гражданина или розыска ребенка.

К лицам, участвующим в ИП Закон «Об ИП» относит также иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, однако органами принудительного исполнения по смыслу ФЗ «Об ИП» они не являются.

Согласно ст.7 ФЗ «Об ИП», в случаях, предусмотренных ФЗ, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями (в том числе ОГВ, ОМСУ, банками и иными кредитными организациями), должностными лицами и гражданами.

В соответствии с Законом исполнительный документ может быть направлен вышеперечисленным органам, организациям и гражданам судебным приставом-исполнителем либо непосредственно взыскателем.

Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов. Порядок устанавливается настоящим ФЗ «Об ИП», и иными федеральными законами.

К таковым можно отнести, например,

Бюджетный кодекс РФ, устанавливающий порядок исполнения финансовыми органами судебных актов о взыскании денежных сумм за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования и судебных актов о взыскании денежных сумм с бюджетных учреждений за счет средств соответствующего бюджета.

К таким органам можно отнести, например, финансовые органы УФК по КО при исполнении решений о взыскании с государства как с должника; органы записи актов гражданского состояния - при исполнении решений, которые требуют регистрации в указанных органах; органы опеки и попечительства в лице органов местного самоуправления, которые выполняют указанные функции на основании ст. 34 ГК по решениям о признании недееспособным, ограниченно дееспособным и др.; учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - по решениям судов о признании права собственности; налоговые органы; банки и иные кредитные организации.

Согласно действующему законодательству, роль банков и иных кредитных организаций определена таким образом, что они в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполняют требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств.

Порядок может быть установлен различными ФЗ.

К примеру, порядок исполнения требований банками и иными кредитными организациями, а также лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, установлен самим ФЗ «Об ИП» (ст.ст.8,9,70,98), порядок исполнения финансовыми органами судебных актов о взыскании денежных сумм за счет казны РФ, казны субъекта РФ, казны муниципального образования – БК РФ.

Ранее самостоятельным субъектом исполнительного производства был Федеральный долговой центр при Правительстве РФ, который занимался реализацией имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов. В настоящее время его функции переданы РФФИ.

Тема 3. Исполнительные документы.

Возбуждение исполнительного производства.

Вопросы:

4. Понятие, виды исполнительных документов, предъявляемые к ним требования.

5. Возбуждение исполнительного производства. Порядок предъявления исполнительных документов к исполнению. Выдача дубликата исполнительного документа.

6. Постановление о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительное производство как процедурно-процессуальная деятельность состоит из нескольких стадий:

- возбуждение исполнительного производства;

- подготовка к осуществлению исполнительных действий;

- осуществление исполнительных действий;

- завершение исполнительного производства.

Каждая из стадий исполнительного производства имеет целью совершение исполнительных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Возбуждение исполнительного производства представляет собой принятие судебным приставом-исполнителем к исполнению исполни­тельного документа от суда или другого органа, выдавшего данный документ, либо взыскателя.

Это самостоятельная, начальная стадия исполнительного производства.

  1. Исполнительные документы.

Исполнительное производство возбуждается путем предъявления к исполнению судебному приставу-исполнителю исполнительного до­кумента, соответствующего требованиям ст.13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительный документ - это документ, содержащий властное предписание о совершении (несовершении) определенного действия, выдаваемый в предусмотренном законом порядке уполномоченным органом (лицом) и подлежащий принудительному исполнению.

Виды исполнительных документов перечислены в ст.12 ФЗ «Об ИП».

Их перечень не является закрытым, так как в случаях, предусмотренных федеральным законом, к исполнительным документам могут быть отнесены иные виды документов.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам (за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов) установлены ст.13 ФЗ «Об ИП». Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами.

К исполнительным документам согласно ч. 1 ст. 12 Закона относятся:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Согласно ст. 209 ГПК решение суда вступает в законную силу и приобретает свойство исполнимости по истечении срока на его апелляционное или кассационное обжалование.

Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Ряд судебных актов подлежит немедленному исполнению (ст.ст.211,212 ГПК РФ). К ним относятся судебный приказ или решение суда о:

взыскании алиментов;

выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;

восстановлении на работе;

включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению любое другое решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании решений международного коммерческого арбитража исполнительные листы могут выдаваться в соответствии с гл. 45 и 47 ГПК судами общей юрисдикции в зависимости от того, по какому вопросу было вынесено решение арбитража

На основании решения третейского суда, образованного в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" исполнительные листы выдаются в порядке гл. 47 ГПК по общим правилам подведомственности, если решение было вынесено по спору, относящемуся к подведомственности судов общей юрисдикции.

Исполнительные листы на основании решений иностранных судов выдаются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 45 ГПК, с учетом общих правил разграничения подведомственности, например по делу из семейных или наследственных правоотношений.

Порядок выдачи исполнительных листов на основании решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека российским законодательством не урегулирован. К числу таких межгосударственных органов по защите прав и свобод человека можно отнести Европейский суд по правам человека.

2) судебные приказы (гл. 11 ГПК). Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника.

Он имеет силу исполнительного документа. Взыскание по нему производится по истечении десятидневного срока после выдачи приказа и в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии - порядок их заключения между гражданами и удостоверения нотариусом, придающий тем самым соглашению силу исполнительного документа, определен в гл. 16 СК РФ. Новый Закон предоставляет возможность взыскателю предъявить на принудительное исполнение не только подлинник соглашения об уплате алиментов, но и его нотариальные копии. Данное нововведение обусловлено необходимостью производить исполнение требований соглашения об уплате алиментов в нескольких местах одновременно в тех случаях, когда должник имеет несколько источников заработка (дохода).

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам в соответствии со ст. 389 ТК РФ. Решение комиссии (кроме решений о во