avangard-pressa.ru

Тема 2 Виды диалога.Особенности восприятия и понимания партнера по общению, относителтъьно определенного психологического типа - Психология

Виды диалога. Особенности восприятия и понимания партнёра по общению относительно предлагаемого психологического типа.

Виды диалога. Особенности восприятия и понимания партнёра по общению.

Виды диалога. В общем виде диалог как форма речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Но с содержательной стороны диалоги могут существенно отличаться в зависимости от целей и задач, которых стремятся достичь участники, языковой организации (структуры и характера чередования реплик), языкового «наполнения» (выбор лексики, стиля речи и т.д.) и других факторов. Таким образом, диалог – это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Выделяют два класса диалогов: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию. Следовательно одним из условий диалогового общения явл исходный хотя бы небольшой разрыв знания.

Виды диалогов: психологи речевой коммуникации выделяют 2 уровня общения: 1. событийный, который свойственен любой сфере деятельности (общения). Основные его закономерности: всегда есть предмет общения; осуществления практики, принятие партнёра; реализация ситуации партнёрства в общении; самопрезентация личности. 2. деловой уровень или конвенциональный. Данный уровень общения характеризуется чёткой ролевой дифференциацией. Его основные закономерности: не всегда есть предмет общения; осуществление тактики принятия партнёра; ситуация партнёрства реализуется лишь в соответствии с ролью; самопрезентация согласно своей роли.

Исходя из цели и задач диалога конкретной ситуации общения и ролей партнёра может выделить следующие разновидности речевой коммуникации: бытовой разговор; деловая беседа; собеседование; интервью; переговоры.

Для бытового разговора характерно: назапланированность, большое разнообразие обсуждаемых тем и использование языковых средств, частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую, отсутствие как правило целевых установок и необходимости принятия какого-либо решения, самопрезентация личности, соблюдение разговорного стиля речи.

Восприятие и понимание партнера по общению Достижение желаемого результата в общении с партнером зависит от того, насколько вы сможете предвидеть его реакцию на ваши слова и поступки и построить в связи с этим свое поведение. Для этого, очевидно, нужно иметь правильное представление о партнере и уметь взглянуть на ситуацию с его позиции. Важно учитывать характер, привычки, убеждения, интеллектуальный и культурный уровень собеседника, его образ жизни. Все это, составляя внутреннее содержание человека, проявляется внешне: в его манере одеваться, походке, позах, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса, интонации. Чтобы иметь верное представление о человеке, нужно, во-первых, уметь наблюдать, во-вторых – исключить возможные ошибки восприятия.

Как известно, существуют три канала поступления информации в сознание человека:

1. Визуальный (внешняя и внутренняя информация представляет собой комплекс зрительных образов);

2. Аудиальный (информация представляет собой комплекс звуков);

3. Кинестетический (информация представляет собой комплекс ощущений: вкусовых, осязательных, обонятельных ощущений тела).

Каждый человек способен принимать и перерабатывать информацию, используя все три канала. Но при этом, как убедительно показано в теории нейролингвистического программирования, у каждого из нас есть один канал, через который мы прежде всего воспринимаем, думаем, вспоминаем. Такой канал называется приоритетным. Говорят, что каждому человеку присуща своя модальность (от лат. modus — способ, качественная характеристика ощущений).

В соответствии с этим всех людей можно условно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Внимательно наблюдая за собеседником, можно определить, к какому типу он относится. Различия проявляются в звучании голоса, особенностях жестикуляции, направлении движения глаз, преимущественном употреблении определенных слов, отражающих модальность образов, присутствующих в его сознании. По этим словам, называемым предикатами, легче всего определить тип человека. Так, например, аудиал часто вставляет в разговоре: «Послушайте», «Как говорится», «А я вам говорю». Визуал: «Посмотрите», «Неужели вы не видите, что...», «Как вы сами видите» и т.п. Это не удивительно: ведь у аудиала – слуховые образы и ассоциации, а у визуала – зрительные. От кинестетика можно услышать: «Я чувствую...», «У меня все похолодело» и пр. Восприятие чела челом как правило идёт по трём каналам: аудиальному, визуальному, кинетическому.

Итак, восприятие другого человека зависит от наших установок, нашего опыта и воспитания, наших желаний и опасений, и поэтому наблюдение и восприятие другого человека содержит информацию и о нас самих. Целенаправленным наблюдение за человеком становится тогда, когда знаешь: 1) на что следует обратить внимание; 2) что это может означать; 3) что из этого следует. Вывод можно делать на основе комплексного наблюдения

Особенности восприятия челом чела. 1. у людей разные возможности восприятия, это связано с особенностями зрения и слуха, а также природой и воспитанной наблюдательностью. 2. у людей также различны приоритетные каналы восприятия. 3. также восприятие подвержено влиянию стереотипов. 4. восприятие подвержено влиянию предыдущему опыту, именно опыт позволяет нам заметить в челе то, на что другой чел может не обратить внимание вообще. А также на результат значительно влияет установка (предварительная инфо о челе). Также на восприятие и понимание партнёра огромную роль играет физическое ваше состояние в момент общения. Ваша оценка может быть необъективна из-за того, что вы пристрастно относитесь к своему партнёру. Существует также известный закон восприятия согласно, которому в любом объекте восприятия мы выделяем нечто главное, а всё остальное служит фоном. И оттого что мы именно считаем главным, а что фоном зависит впечатление от объекта в целом. Восприятие внешнего вида и поведения чела также зависит от усвоенных в детстве этических и эстетических и социально-культурных норм. Зависит от нашего представления о себе самом. Восприятие другого чела зависит от наших установок, нашего опыта и воспитания, наших желаний и опасений и поэтому наблюдение и восприятие другого чела содержит инфо и о нас самих