avangard-pressa.ru

Тема 20. Инфляция и безработица - Экономика

Инфляция и ее виды.Инфляция представляет собой устойчивый процесс обесценения денег, снижения их покупательной способности.

По определению, инфляция есть явление, присущее денежной экономике. При этом в экономической истории человечества можно найти примеры инфляции, относящиеся практически к любому времени и к любой стране. Иногда инфляционные процессы затрагивали практически всю мировую экономику. Классический пример – "ценовая революция" в XVI веке, не говоря уже о многочисленных проявлениях инфляции в ХХ столетии.

Вне зависимости от того, какие причины вызывают инфляцию, проявляться она может в одной из двух форм: в открытойформе и в форме скрытой (или подавленной), инфляции.

Открытой называют инфляцию, проявляющуюся в устойчивом повышении среднего уровня цен. Такая инфляция характерна для рыночной экономики со свободными ценами и ограниченным государственным регулированием экономической деятельности. То есть открытая инфляция – основная форма проявления инфляции.

Формально открытую инфляцию можно записать следующим образом:

, (1)

где

p – уровень инфляции

Pt – уровень цен в периоде t;

Pt-1 – уровень цен в периоде, предшествующем t.

Подавленная инфляция характерна для стран с жестко регулируемой экономикой, где государство контролирует цены на блага и факторы производства, как это имело место в СССР и других социалистических странах. Когда цены фиксированы, процесс обесценения денег проявляется в возникновении товарного дефицита или искусственного ограничения потребления.

Инфляция представляет собой негативное явление и по ее уровню можно судить о степени устойчивости и сбалансированности экономики страны и ее денежной системы.

Заметим, что каких-либо общепринятых критериев, устанавливающих "критическую черту" допустимой инфляции, в экономике нет, тем не менее, с определенной долей условности, можно сказать следующее.

Уровень инфляции, не превышающий 10% в год, является вполне допустимым и не несет непосредственной угрозы экономике.

Инфляция, измеряемая в пределах от 10 до 20%, представляет собой определенный симптом, говорящий о незначительном расстройстве денежного обращения. Такая инфляция называется ползучей.

Превышение порога в 20% говорит не просто о расстройстве денежной системы, но и о серьезных нарушениях кредитно-денежной политики в стране. Для остановки инфляции в этом случае требуются, зачастую, решения не только экономического, но и политического характера. Такая инфляция называется галопирующей.

Инфляция, измеряемая сотнями процентов годовых, подрывает у экономических субъектов всякое доверие к деньгам. Домашние хозяйства и фирмы переходят в своих расчетах на альтернативные средства платежа и сохранения ценности. Даже учетной единицей деньги остаются лишь формально. Такое положение дел на денежном рынке называется гиперинфляцией[4].

Инфляция может быть не только положительной, но и иметь отрицательное значение. В этом случае деньги «дорожают», и их покупательная способность повышается. Отрицательная инфляция называется дефляцией.Процесс замедления темпов инфляции называется дезинфляцией.

Кроме того, экономическая история последнего столетия явила нам примеры, когда инфляция происходит на фоне спада производства и роста безработицы. Такая ситуация получила в экономике название стагфляции.

По определению, инфляция может иметь место тогда, когда в экономике наблюдается избыток денежного предложения по сравнению с реальным спросом на деньги, т.е. прирост денежной массы (с учетом скорости оборота денег), опережает рост национального дохода и не компенсируется спросом на деньги со стороны активов.

Однако, превышение совокупного прироста денежной массы и скорости оборота над приростом реального национального дохода является формальным ответом лишь на вопрос об условиях возникновения инфляции, но не объясняет ее причины. Инфляция может быть вызвана самыми различными факторами, одни из которых относятся к факторам спроса, другие – к факторам издержек (предложения).

Инфляция спроса. Инфляция, вызываемая спросом, имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса, графически выражающееся сдвигом кривой AD вправо. К числу причин, вызывающих такой сдвиг, можно отнести следующие.

Монетарные факторы.

· Рост номинальных кассовых остатков, вызванный либо приростом денежной массы, либо оттоком денег из сектора имущества, либо увеличением количества платежных средств в экономике, например, когда в качестве платежных средств начинают использоваться финансовые активы или долговые обязательства.

· Возрастание скорости оборота денег, вызванное высокими инфляционными ожиданиями. Такая ситуация получила название «бегство от денег».

Немонетарные факторы.

· Связанные с поведением экономических субъектов. Любой из макроэкономических субъектов может изменить, по каким-либо причинам, свои автономные расходы. Например, домашние хозяйства могут повысить объем автономного потребления, фирмы – объем автономных инвестиций. Особые возможности по изменению автономных расходов имеются у государства, так как в его руках находится мощный инструмент в виде дефицита государственного бюджета. За счет увеличения дефицита бюджета государство может увеличить объем госзакупок.

· Связанные с изменением в структуре совокупного спроса. При этом, если происходят сдвиги отраслевой структуры спроса, то рост цен может не проявляться или быть незначительным. Однако, изменения в ассортиментной структуре спроса, как правило, всегда сопровождаются общим ростом цен, так как цены на новые товары выше, чем на традиционные. Производство же традиционных товаров, на которые спрос падает, сокращается или вовсе сворачивается.

Инфляция со стороны предложения. Инфляция со стороны предложения представляет собой рост затрат (издержек производства), опережающих рост реального дохода и производительности труда. Графически это может быть интерпретировано как сдвиг кривой AS вверх.

Инфляция предложения обусловлена повышением цен на привлекаемые факторы производства.

Инфляция, инспирируемая ростом зарплаты.Еще Кейнс отмечал, что номинальная заработная плата является параметром, меняющимся лишь в одном направлении – в сторону повышения. Уже одно это обстоятельство оказывает устойчивое повышающее давление на рост цен.

С одной стороны, рост зарплаты в значительной степени есть следствие роста цен, с другой – он является первичным фактором в раздувании инфляции. Происходит это по следующей причине. Экономически оправданным можно считать только такой рост заработной платы, который является следствием опережающего роста производительности труда. Однако, технические нововведения и улучшения производства, как правило, не происходят одновременно во всех отраслях и даже на предприятиях одной отрасли. В результате зарплата зачастую повышается не только в тех отраслях, где наблюдается реальное повышение производительности труда, но и в экономике в целом. Издержки производства возрастают, и это служит толчком для повышения цен.

Шоки предложения. Шоки предложения представляют собой резкие нарушения в предложении, не связанные с изменениями в совокупном спросе.

Последствия инфляции. В условиях инфляции экономические субъекты фактически выплачивают еще один налог, не предусмотренный налоговой системой – так называемый инфляционный налог (Ti). Суть его состоит в том, что если в условиях инфляции p субъект хочет сохранить в текущем периоде размер своих реальных кассовых остатков на оптимальном уровне, то он должен из текущего дохода обеспечить прирост своей кассы в соответствии с уровнем инфляции.

. (2)

Получателем инфляционного налога является эмитент денежной массы, то есть государство. Доход государства от инфляционного налога называется сеньораж (SI).

(3)

где Мс – затраты по изготовлению новых денег.

Безработица и ее виды. Уровень занятости и уровень безработицы являются важнейшими макроэкономическими параметрами, определяющими эффективность проводимой экономической политики.

Все население страны подразделяется на институциональное и неинституциональное.

Институциональное население: лица, не достигшие трудоспособного возраста, вышедшие на пенсию, находящиеся в больницах и т.п.

Неинституциональное население: трудоспособное население.

Неинституциональное население подразделяется на самодеятельное (экономически активное), и несамодеятельное население.

Несамодеятельное население: лица, не работающие по найму и не ищущие работу по найму (студенты, домохозяйки, люди свободных профессий, предприниматели и т.п.).

Самодеятельное население: лица, работающие по найму либо ищущие работу по найму, то есть занятые и безработные.

Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, но способных работать и ищущих работу в данный период.

Уровень безработицы определяется как доля безработных в общей численности самодеятельного населения.

Различают структурную, фрикционную и конъюнктурную безработицу.

Структурная безработица: временная потеря работы частью трудоспособного населения и вследствие изменений в структуре производства, вызывающих необходимость переобучения кадров для получения новых профессий.

Фрикционная безработица: временная потеря работы вследствие изменения места жительства лицами, имевшими работу, и невозможность трудоустройства лиц, впервые ищущих рабочее место. В отличие от структурной фрикционная безработица не связана с переобучением и приобретением новой квалификации.

Конъюнктурная безработица (циклическая): потеря работы и невозможность найти работу по любой специальности в связи с общим экономическим спадом в стране.

В настоящее время наиболее употребительным является термин естественная безработица, впервые введенный в экономический оборот М. Фридменом. Естественная безработица подразумевает наличие людей либо занятых подготовкой к трудоустройству, либо ищущих наилучшее место работы, исходя из своей квалификации.

Норма естественной безработицы (u*) определяется:

(1)

где

– доля теряющих работу в единицу времени;

– доля трудоустроившихся в единицу времени.

Естественная безработица растет при росте доли лиц, теряющих работу, и падает при росте доли трудоустроившихся.

Именно в привязке к естественной безработице и определяется полная занятость, то есть полная занятость – это занятость при естественной норме безработицы.

Естественная безработица фактически включает такие виды безработицы, как структурную и фрикционную, она является неизбежным спутником экономики, в которой существует свободный выбор места, времени и условий работы, причем, чем выше степень свободы выбора, тем более устойчива категория естественной безработицы.

В реальной экономике текущий фактический уровень безработицы, как правило, не равен естественному уровню, превышая его в период спада и оказываясь ниже естественного уровня в период подъема.

Разность между фактическим и естественным уровнем безработицы составляет конъюнктурную безработицу.

uk = u – u*, (2)

где

uk – уровень конъюнктурной безработицы (циклический);

u – уровень фактической безработицы.

Закон Оукена. Фактический уровень безработицы подвержен колебаниям, которые определяют величину циклической безработицы. При циклической безработице производственные мощности используются не полностью и величина ВНП (ВВП) меньше той, которая могла бы быть в условиях полной занятости. Эти взаимосвязи исследовал американский экономист Артур Оукен (1928-1979). Он сформулировал закон: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП (ВВП) составляет 2,5%.

Разница между потенциально возможным объемом ВНП в условиях полной занятости и фактически достигнутым ВНП в условиях конъюнктурной безработицы составляет конъюнктурный разрыв.

Взаимосвязь инфляции и безработицы.
Кривая Филлипса

Новозеландский экономист А.У. Филлипс на основе эмпирического анализа вывел закономерность, характеризующую тесную обратную связь между ежегодным процентным изменением номинальной заработной платы и долей безработных.

В современной интерпретации кривая Филлипса постулирует зависимость уровня инфляции от трех факторов:

· ожидаемой инфляции;

· отклонения нормы безработицы от естественного уровня;

· шоковых изменений предложения.

Антиинфляционная политика государства подразделяется на активную и адаптивную политику.

Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.

Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Инфляция и безработица представляют две основные проблемы, стоящие перед любым правительством. Решение этих проблем находится в тесной зависимости.

Тема 21. Распределение национального дохода.
Социальная политика государства

Главным звеном в социальной деятельности государства является политика формирования доходов населения.

Доход– сумма денежных средств, полученных за определенный промежуток времени и предназначенный для приобретения благ и услуг.

Источники денежных доходов: от труда, от собственности, социальные выплаты (трансферты).

Процесс формирования доходов упрощенно можно представить при помощи логической схемы:

Доход от трудовой деятельности (заработная плата) + Доход от предпринимательской деятельности (прибыль) + Доход от собственности (рента, процент) = Факторные доходы + Трансферты = Личный доход – Налоги и другие обязательные платежи = Располагаемый доход

Функциональные доходы – доходы собственников на различные факторы производства, они отражают долю заработной платы, процента, ренты прибыли в национальном доходе.

Персональные доходы– распределение национального дохода между гражданами страны, независимо от того, какие факторы производства им принадлежат. Здесь важно, какую долю национального дохода получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.

Номинальный доход– количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода.

Реальный доход– количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, то есть с поправкой на изменение уровня цен.

Распределение доходов– важная социально-экономическая проблема. Неравенство в распределении доходов показывает кривая Лоренца и коэффициент Джини (G).

G изменяется от 0 до 1, т.е. 0< G <1.

Социальные гарантии в условиях рынка. Обеспечение социальной и экономической стабильности путем проведения активной экономической и социальной политики является важнейшей задачей социального рыночного хозяйства.

Рынок не обеспечивает своим участникам гарантированного уровня благосостояния. Доходы различных групп населения зависят от того, какими факторами производства они владеют, как складываются отношения спроса и предложения на эти факторы. В этом заключается «справедливость рынка». Между тем, большое число людей не обладает значительным имуществом, у людей разные способности, уровни здоровья, имеются неполные семьи, дети-сироты, одинокие больные старики.

Неравенство в распределении доходов имеет свои причины: разные способности людей, различия во владении собственностью, различия в образовательном уровне, различное отношение к труду при прочих равных условиях и др. Поэтому существуют бедные и богатые.

Бедность в социальном законодательстве измеряется с помощью прожиточного минимума: население, имеющее доходы ниже этого минимума, признается бедным.

Прожиточный минимум (минимальная потребительская корзина) включает в себя затраты на продукты, необходимые для удовлетворения только главных физиологических потребностей, без учета непродовольственных товаров (одежды, обуви и т.д.).

Социальный минимум представляет собой минимум товаров и услуг, которые общество признает необходимым для поддержания приемлемого уровня жизни. Помимо удовлетворения минимальных физиологических потребностей он включает затраты на минимальные духовные и материальные запросы.

Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является важнейшим показателем уровня жизни.

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.д.).

Качество жизни – более сложный показатель, включает в себя кроме уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и т.д. Оба показателя изменяются во времени и пространстве.

В социальной рыночной экономике признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.

Таким образом,необходимость активной социальной политики в современной смешанной рыночной экономике вытекает из:

1) стремления государства обеспечить социальную стабильность путем защиты населения от негативных сторон рынка – отсутствия гарантий полной занятости и стабильного уровня цен; неустойчивого, циклического характера развития экономики; отсутствия стимулов для производства товаров и услуг общественного пользования;

2) из потребностей самой современной рыночной экономики – современному производству требуются квалифицированные, образованные, здоровые работники, а также широкий рынок сбыта для все более разнообразной высокотехнической и качественной продукции;

3) из потребностей общества в воспроизводстве здорового населения, недопущения депопуляции (снижения численности населения страны).

Социальная политика государства – это одно из направлений государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь общества, заключающееся в предоставлении населению гарантированного уровня потребления, мер социальной защиты и разнообразных социальных услуг за счет перераспределения доходов через государственный бюджет.

Социальная защита населения– это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

· гуманность;

· адресность;

· комплексность;

· обеспечение прав и свобод личности.

Пределы (последствия) социальной активности государства. Обоснование социальной деятельности государства не предполагает автоматически ее объем и интенсивность. Когда пытаются осуществить оптимальное разграничение задач между рынком и государством, в качестве основного принципа выдвигают положение: "столько рынка, сколько возможно, и столько государства, сколько необходимо". Таким образом, проблема ограничивается, но однозначного ее решения нет.