avangard-pressa.ru

Тема 20. Лирика Н. А. Некрасова - Психология

1. Общая характеристика сборника стихотворений 1856 года.

2. Тема народа и специфика ее раскрытия. Диалектика художественного анализа и поэтического синтеза в стихах о народе. Своеобразие некрасовского пафоса, эмоциональные доминанты.

3. Формы повествования; «театрализация» и «сценичность» произведений. Своеобразие образа лирического героя в стихах Некрасова. Ролевая лирика.

4. Сатирические стихотворения. Особенности «смехового» начала; пародирование.

5. «Покаянные мотивы» и их значение в поэзии Н. А. Некрасова.

6. Тема поэта и поэзии: традиции и новаторство.

7. «Стиль, отвечающий теме»: особенности лексики, отражающей быт, нравы и психологию народа; система тропов; рифма; размер; интонация.

Список литературы

Некрасов Н. А Стихотворения (любое издание).

История русской поэзии: В 2 т. Т. 2. Л., 1969 (гл. 1).

Евгеньев-Максимов В. Творческий путь Н. А. Некрасова. М.; Л., 1953.

Карман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. 2-е изд. Ижевск, 1978.

Он же Лирическая система Некрасова // Некрасов и русская литература. М., 1971.

Он же Лирика и реализм. Иркутск, 1986. С. 68-77.

Скатов Н. Н. Жизнь и творчество. 2-е изд. М., 1971.

Степанов Н. Н. Некрасов: Жизнь и творчество. М., 1971.

Чуковский К. Мастерство Некрасова (гл. 1, 2, 5; любое издание).

Тема 21. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Творческая история произведения. Замысел и его эволюция.

2. Композиция и сюжет поэмы: фольклорная основа; герои; отражение их спора в тексте.

3. Специфика жанра: «эпос народной жизни»; синтетизм и энциклопедизм в изображении русской жизни.

4. Крестьянские типы в поэме:

– заступники из народа (Яким Нагой, Ермила Гирин, Агап Петров и другие);

– Матрена Тимофеевна как тип женщины из народа. Функции песен и плачей в раскрытии национального менталитета и характера;

– Савелий - «богатырь святорусский». Функции легенды о Кудеяре;

– люди холопского звания» (Игнат, Егор, Глеб и др.). Критика рабской психологии и смысл притчи «Про Якова верного холопа примерного». Художественные приемы сатирического изображения.

5.«Народный заступник» Гриша Добросклонов. Значение фольклора в создании образа самоотверженного героя. Тип пафоса последней части произведения и его обоснование.

6.Художественный фольклоризм: многоуровневый характер. Взаимоотношение автора-повествователя с народной точкой зрения.

Список литературы

Некрасов Я. А Кому на Руси жить хорошо // Некрасов Н. А. Поли. собр. соч.: В 15 т. Т. 5. Л., 1982.

Аникин В. П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.; Л., 1973.

Илюшин А. «Кому на Руси жить хорошо» как эпопея // Вести. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1978. № 3.

Прокшин В. Г. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М., 1986.

Он же. Н. А. Некрасов. Путь к эпопее. Уфа, 1979. С. 157–271.

Он же. «Где же ты, тайна довольства народного?..» М., 1990. С. 135–201.

Скатов Н. Н. Эпопея народной жизни («Кому на Руси жить хорошо?») // Скатов Н. Литературные очерки. М., 1985. С. 174–209.

Тема 22. Художественный мир романа Н. Г. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях»

1.Условия и правила словесно-речевой игры в романе. Автор, повествователь и рассказчик в трех главах вступления: «Дурак», «Первое следствие дурацкого дела», Предисловие».

2.Образ автора в романе и его «роли». Роль повествователя. Роль рассказчика («автора»): рассказчик в роли критика, рассказчик в роли публициста, рассказчик в роли действующего лица.

3.Художественное время романа. Время героев - фабульное время. Время повествователя - сюжетное время. Время рассказчика - историческое время.

4.Художественное пространство в романе. Пространственный мир героев. Метафоризация и символизация пространства в снах Веры Павловны. Условный (интеллектуальный и общечеловеческий) пространственный мир рассказчика. Общая картина мира в романе.

5. Образ будущего в романе. Этика «разумного эгоизма» и иерархия героев.

Список литературы

Чернышевский Н. Г Что делать?: Из рассказов о новых людях (любое издание).

Вердеревская Н. А. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Пособие для учащихся. М., 1982.

Гураяьник У. А. Наследие Н. Г. Чернышевского-писателя и советское литературоведение: Итоги, задачи, перспективы изучения. М., 1980.

История русской литературы второй половины XIX века: Практикум. М., 1998. С. 66–91.

Ланщиков А. П. Н. Г. Чернышевский. М., 1982.

Лебедев А. А. Разумные эгоисты Чернышевского: Философский очерк. М., 1973.

Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1974.

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

Печерская Т. И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века: феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики. Новосибирск, 1999. Гл. 3.

Пинаев М. Т. Комментарий к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?». М., 1963.

Он же. Н. Г. Чернышевский. Художественное творчество: Пособие для студентов. М., 1984.

Руденко Ю. К. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»: Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979.

Он же Чернышевский-романист и литературные традиции. Л., 1989.

Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. Л., 1976.

Тема 23. Повесть В. А. Слепцова «Трудное время»

1.Творческий путь В. А. Слепцова. Его мировоззрение.

2.Пореформенная Россия в повести «Трудное время»: отношения помещиков и крестьян, земские реформы, мировые посредники.

3.Своеобразие критики либерализма у Слепцова. Образ Щетинина. Приемы и средства слепцовской сатиры.

4.Мировоззрение разночинца-демократа Рязанова и проблема положительного героя. Причины скептицизма Рязанова.

5.Образ МарииНиколаевны Щетининой как тип новой женщины. Решение проблемы любви в повести.

6.Художественные особенности романа: сюжет и композиция, своеобразие народного языка, подтекст и «тайнопись» эзоповской речи.

7.Классики русской литературы о таланте Слепцова.

Список литературы

Слепцов В. А. Трудное время // Слепцов В. А. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1957.

Горький М. О Василии Слепцове // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. М., 1958.

Писарев Д. И. Подрастающая гуманность // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956.

Беднов А. Г. Творчество В. А. Слепцова. Архангельск, 1958.

Канарский С. А. К характеристике стиля сочинений писателей-демократов Н. Успенского, В. Слепцова, Ф. Решетникова // Сб. статей по языкознанию, посвящ. акад. В. В. Виноградову. М., 1958.

Кулешов В. И. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. М., 1989.

Панаева А. Я. Воспоминания. М., 1986 (гл. 17).

Проза писателей-демократов 60-х годов ХГХ века. М., 1962.

Семакова М. Художественное своеобразие повести Слепцова «Трудное время». Л., 1974.

Чуковский К. И. Люди и книги. М., 1958.

Тема 24. Повести Ф. М. Решетникова «Подлиповцы»

1. Жизненные «университеты» Решетникова. Г. Успенский о личности Решетникова.

2. Оригинальность «Подлиповцев» как «этнографического очерка». Сознательная установка Решетникова на принципы изображения народа, выдвинутые Добролюбовым («О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858) и Чернышевским («Не начало ли перемены?», 1861). Манера повествования. Национальный колорит повести. Картины проникновения «цивилизации» в коми-пермяцкую деревню.

3. Отражение в судьбах подлиповцев движения истории. Соотношение частной инициативы и исторической закономерности. Решетников о нравственных свойствах народа (полемический аспект в постановке проблемы). Удалось ли Решетникову показать миросозерцание народа? Отражение в повести путей формирования общественного сознания рабочих.

4. Принципы художественной типизации у Решетникова. Изображение жизни с позиций «обыденного сознания» простых людей. Роль быта в характеристике действующих лиц и специфика бытовых деталей. Имеется ли психологический анализ в повести Решетникова? Роль фольклоризма как средства создания характеров. Специфика изображения драматических и трагических событий в повести. Хронотоп «Подлиповцев». Полемические аспекты в методе и стиле Решетникова.

5. Русские писатели о месте Решетникова в русском литературном процессе 1860-х годов (И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин). Н. В. Шелгунов о своеобразии «народного реализма» Решетникова. Споры советских исследователей о «народном реализме» (В. И. Кулешов – И. А Дергачев).

Список литературы

Решетников Ф. М. Подлиповцы (любое издание).

Добролюбов Н. А. Остепени участия народности в развитии русской литературы (любое издание).

Салтыков-Щедрин М. Е. «Где лучше?»: Роман Решетникова // Полн. собр. соч.: В 20 т. Т. 9. М., 1940 (или любое издание).

Шелгунов Н. В Народный реализм в литературе // Шелгунов Н. В. Литературная критика. Л., 1974.

Дергачев И. А. Открытие Решетникова // Дергачев И. Книги и судьбы: Страница литературной жизни Урала. Свердловск, 1973.

Он же. Был ли народный реализм в русской литературе 1870–1890 гг. // Проблемы литературного процесса. Свердловск, 1985.

Кулешов В. И. История русской критики XIX в. (глава о Н. В. Шелгунове; любое издание).

Лотман Л. М. Роман из народной жизни... // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.

Она же. Народный герой и динамика исторического процесса // Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.

Она же. Ф. М. Решетников и проблема романа в шестидесятые годы // Русская литература 1870–1890-х гг. Свердловск, 1974.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1870–1890-х ГОДОВ

Тема 1. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Историческая форма сатиры в композиции книги. Своеобразие языка летописца. Функции старинного слога.

2. Источники «Истории одного города». Историческое и современное в книге. Принципы словообразования в наименовании летописных племен и градоначальников.

3. Полемика Щедрина с известными концепциями исторического развития России - идеями Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева, А. П. Пыпина, Б. Н. Чичерина и др.

4. Какую «роль» избирает себе автор и как ей следует на протяжении всей книги? Проанализируйте «присутствие» автора в главах «Соломенный город», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», « Заключение».

5. Город Глупов как метафора географическая, политическая, моральная. Расшифруйте понятие «город-гротеск». Как создается образ города-гротеска?

6. Образы градоначальников. Средства сатирической типизации в создании образов (гротеск, гипербола, эзопов язык, ирония и др.)

7. Проблема взаимоотношения самодержавия и народа. Сатира на народ, на его исторические действия. Характер шутовских бунтов. Народ «исторический» и «демократический».

8. История глуповского либерализма. Сатира в форме утопии: глуповские нивелляторы и прожектеры.

9. Финал книги. Смысл образа «Оно».

Список литературы

Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города (любое издание).

Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература, 1990. № 2.

Буишин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959. Ч. 2 (гл. 1).

Он же Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1979: Статьи и материалы. Л., 1976.

Иванова Г. В. «История одного города» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 8. М., 1969.

Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.

Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина // Три шедевра. М., 1971. Николаев Д. П. «История одного города» Салтыкова-Щедрина: Проблема сатирического гротеска // Вопр. лит. 1971. № 2 Или: Николаев Д. П. Сатира и реалистический гротеск. М., 1977.)

Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963 (гл. 1).

Разумовская М. В. К вопросу о литературных аналогиях «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина// Рус. лит. 1981. № 1.

Соловьев С. М. Сочинения. Кн. 1, т. 1 (гл. 4.) С. 120–127. М., 1988; см. также фрагменты работ русских историков Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. Н. Костомарова и др. о призвании варяжских князей.

Эйхенбаум Б. М «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: (Комментарии) // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

Тема 2. «Благонамеренные речи» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1.Смысл понятия «благонамеренные речи». Щедрин о замысле цикла. Защита интересов «простеца».

2.Принципы циклизации очерков в «Благонамеренных речах». Композиционные особенности книги.

3.Тема буржуазии в русской литературе середины XIX в. и своеобразие ее поворота в произведениях Щедрина.

4.Образ «чумазого». Средства его создания и развенчания. Эволюция Дерунова. Принцип собственности, семейственности и государственности в понимании «чумазых» - новых столпов общества.

5.Подход Щедрина к решению «женского» вопроса. Сатира на «семейное счастье» собственников.

6.«Принцип государственности» в понимании обывателя и функционера («В погоне за идеалами», «В дружеском кругу»). Сатира на охранителей-идеологов: лгуны-лицемеры и лгуны-фанатики (Тебеньков и Плешивцев). Образ «фрондера»-повествователя.

7.Проблема положительного героя в «Благонамеренных речах».

8.Своеобразие психологизма в сатире Щедрина. Язык сатиры, «щедринизмы» в «Благонамеренных речах».

Список литературы

Салтыков-Щедрин М. Е. Благонамеренные речи (любое издание).

Кузнецов Ф. Ф. «Благонамеренные речи» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 11. М., 1971. С. 519-552.

Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959.

Салтыков-Щедрин о литературе. М., 1953.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; JL, 1959. Ч. 2.

Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826-1976: Статьи и материалы. Л., 1976.

Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963.

Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1966.

Тема 3. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

1. История создания романа. Тема деградации дворянства в русской литературе XIX в. и своеобразие постановки ее в романе «Господа Головлевы».

2. Жанрово-композиционные особенности романа Салтыкова-Щедрина.

З. Критика принципа «семейственности» в «Господах Головлевых». Своеобразие произведения как семейного романа. Общее и особенное в членах семьи Головлевых.

4. Иудушка Головлев как синтетическое воплощение пороков «ветхого человека». Идеи и принципы Иудушки. Характер его религиозности (полемика Щедрина с Достоевским). Смысл трагического финала романа. Иудушка как тип социальный и психологический.

5. Сатирическая типизация в романе. Герой Щедрина как тип общественного поведения и социальной психологии. Обобщенные авторские характеристики (лексика, синтаксис). Особенности диалогов у Щедрина. Жест и мимика как средства психологического анализа. Авторский психологический комментарий к поступкам героев и обобщенные авторские характеристики умонастроения героев.

Список литературы

Бицилли П. М. Возрождение аллегории // Русская литература. 1990. № 2.

Горячкина М. С. Некоторые особенности психологизма Достоевского и Щедрина // Рус. лит. 1971. № 1.

Григорьян К. Н. «Господа Головлевы» – роман Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1962.

Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.

Покусаев Е. И. Шедевр социальной сатиры // Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». М., 1970.

Он же. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В. В. Роман в теоретическом и художественном истолковании Салтыкова-Щедрина // История русского романа: В 2 т. Т. 2. Л., 1964 (гл. 8).

Он же. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Тема 4. «Современная идиллия» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Время создания «Современной идиллии». Политическая реакция в стране. Замысел книги.

2. Фантастический сюжет «Современной идиллии» как отражение трагедии целого общества - трагедии интеллигенции, взятой под подозрение, и масс, обнаруживших политическое невежество.

3. Эволюция либеральной интеллигенции в годы реакции в сатире Щедрина. Смысл финала книги.

4. Годы жестокого порядка и его законодательная деятельность.

5.«Полет юмористической фантазии» Щедрина. Оригинальные формы сатирических обобщений: портретные зарисовки, фантастические таксы, статистические жизнеописания, газетные объявления, пародийные «уставы», вставные сценки и новеллы.

6.«Современная идиллия» как роман-обозрение.

7. Инсценировка «Современной идиллии» на сцене театра «Современник». («Балалайкин и Ко»).

Список литературы

Жук А. А. «Современная идиллия» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. М., 1973. Т. 15, кн. 1.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Он же. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

Жук А. Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Саратов, 1958.

Эльсберг Я. Стиль Щедрина. М., 1940.

Тема 5. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина

1. Сказочный жанр в русской литературе 60-х гг. Причины обращения писателей к аллегорической форме. Двуплановость аллегорий, философская глубина второго плана.

2. Жанровые разновидности «Сказок» Щедрина. Отношение «Сказок» к фольклорной сказке. Связь щедринских «Сказок» с темами и проблемами других произведений писателя.

3. Сказки о властителях России. Развенчание идеологии и психологии правящих классов.

4. Сказки о народе. Народ и история. Критика ложных концепций народной жизни.

5. Сказки о «пестрых» людях. Обличение трусости и либерального ренегатства. Трагедия утопической мечты и «встревоженной бессознательности».

6. Сказки об «убежденных людях» («Вяленая вобла», «Дурак», «Рождественская сказка»). Сказка о реакционной печати и журналистике. Сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым».

7. Фантастика «Сказок» Щедрина. Образы животных. Эзопов язык «Сказок». Щедрин - мастер иронии, гиперболы и сатиры.

Список литературы

Базанова В. И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., Л., 1966.

Баскаков В. П., Бушмин А. С. «Сказки» // Салтыков-Щедрин М. А. Собр. соч.: В 20 т. М., 1974. Т. 16, кн. 1.

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Он же. Искусство великой сатиры // Салтыков-Щедрин, 1826–1976: Статьи и материалы. Л., 1976 Или: Бушмин А. С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Л., 1976.

Прозоров В. В. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении: Пособие для учителей. Л., 1979.

Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975 (гл. 3).

Трофимов Н. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М., 1964.

Элъсберг Я. Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество. М., 1953.

Тема 6. Поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Коняга» и «Богатырь»

Задание 1

Анализ сказки «Коняга»

1. Определить сказочный элемент «Коняги» - наличие в ней чудесного, фантастического или осмысление реальности как фантастики.

В каких фрагментах текста мысль о фантастичности Коняги выражена особенно ярко?

2.Определить иносказательный и обобщенный (символический) смысл трех образов сказки - Коняги, мужика и бесконечных полей. Связь этих образов.

3.Отметить функции иронии и гиперболы в сказке.

В чем полемический характер «поля» и «проселка» (дороги)? Мифологический элемент сказки - антитеза Коняга и Пустоплясов.

4.Определить, какие расхожие интеллигентские объяснения мужицкого долготерпения (философские концепции «мужицкой души») отражают высказывания четырех Пустоплясов.

5.В чем сходство сказки с притчей?

Отметить притчевые тенденции в способе повествования.

Задание 2

Анализ сказки «Богатырь»

1. Определить связь с фольклорной сказкой и героическим эпосом. Как переосмысляется традиционный образ Богатыря? Символический смысл образа.

2.Функции высокого словесного стиля в сказке, его прямое и пародийное звучание.

3.Определить, с какими литературными жанрами связан этот стиль (доказать путем сравнения с другими произведениями).

4.Эзоповы приемы в сказке.

Список литературы

См. тему 5.

Тема 7. Фома Опискин и Иудушка Головлев: сравнение типов лицемеров и принципов их изображения

Задание 1

Сопоставить обобщенные характеристики Фомы Опискина и Иудушки Головлева в следующих фрагментах:

– в повести «Село Степанчиково» Достоевского (часть 1, гл. 1 - от слов «Представьте себе человечка...» до слов «...крестились и отплевывались»);

– в «Господах Головлевых» Салтыкова-Щедрина (в гл. «Семейные итоги» - от слов «Не надо думать, что Иудушка был лицемер...» до слов «...не мог найти свободную минуту учесть»).

Объяснить доминанту характера Фомы и Иудушки, сходства и различия в их нравственной позиции.

Национальный «колорит» в лицемерии того и другого.

Чем отличается авторская характеристика у Щедрина и характеристика от лица одного из персонажей у Достоевского?

Задание 2

Сопоставить фрагменты, в которых герои Достоевского и Щедрина выступают в разговорах с другими людьми (а именно: в гл. 7 «Фома Фомич» в «Селе Степанчиково» и в диалоге Порфирия Владимировича с сыном Петенькой в гл. «Семейные итоги»). Объяснить:

– как в том и другом случаях диалог служит средством психологического анализа, раскрывает характер и «скрытые возможности» типа;

– как строится диалог у Достоевского и Щедрина;

– как характеризует персонажи их лексика, фразеология, ритм и построение фразы;

– как проявляется авторская оценка персонажа в настроении диалога.

Задание 3

Сопоставить финальное смирение Фомы Опискина и раскаяние Иудушки.

Указать возможности разного толкования финалов.

Определить авторские концепции личности, проявляющиеся в финалах сатирических произведений.

Список литературы

Архипова А. В. Комментарии к роману «Село Степанчиково и его обитатели» // Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 3. Л., 1972. С. 496–516.

Туниманов В. А. Творчество Достоевского, 1854-1862. Л., 1980 (гл. 1).

Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821–1859). М., 1960 (ч. 3, гл. 4).

Утехин Н. П. Ф. М. Достоевский. Комические повести и рассказы // Современность классики. М. 1986. С. 201–246.

Покусаев Е. И., Прозоров В. В. «Господа Головлевы» // Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. Т. 13. М., 1972.

Покусаев Е.. И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988 (гл. 3).

Бушмин А. С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М.; Л., 1959.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995 (гл. 6).

Тема 8. Повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»

1. Как построено произведение? В чем смысл такого построения? Расшифруйте понятие «подполье». Восстановите, опираясь на текст, ход рассуждений «подпольного». С кем полемизирует герой, утверждая мыслительную активность, преимущества развитого сознания? Критика рационалистических, просветительских теорий о человеке и прогрессе в повести. Оцените аргументы «подпольного», диалектику его размышлений. Что значат слова «дважды два четыре есть уже не жизнь... а начало смерти»? Что, с точки зрения героя, «выгоднее всех выгод» для человека? Почему «подпольный» отрицает «хрустальные дворцы»?

2. Почему вторая часть повести называется «По поводу мокрого снега»? Смысл и функции эпиграфа. Полемическое переосмысление традиционных сюжетов. Как раскрывается здесь герой? «Подпольный» и Лиза. Проанализируйте сцену объяснения. Что значат самоопределения героя: «трус» и «раб»? Верны ли они? Проблема свободы и своеволия. Смысл финала.

3. «Записки...» как философский пролог «великого пятикнижия».

Список литературы

Достоевский Ф. М. Записки из подполья (любое издание)

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 77–89.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, раздел 2.

Зеньковский В. В.. История русской философии. Л. Т. 1, ч. 2. С. 229–236.

Кийко Е. И. Записки из подполья [Примечания] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. Л., 1973. С. 374–386.

Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский - художник и мыслитель: Сб. статей. М., 1972. С. 220–226, 249–252.

Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 187-195.

Назиров Р. Г. Об эстетической проблематике повести «Записки...» // Достоевский и его время. Л., 1971.

Он же. Проблема художественности Ф. М. Достоевского // Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. М., 1990 (статьи Н. А. Бердяева, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Ф. А. Степуна).

Шестов Лев. Избр. соч. М., 1993. С. 194–199, 223–231,242.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 101–109.

Тема 9. Философия и психология подпольного человека (работа с текстом повести «Записки из подполья»)

Занятие рассчитано на самостоятельную подготовку студентов и тщательный анализ текста.

Каждый студент должен подготовить ответ на один из вопросов, входящих в блоки проблемных заданий.

Обсуждение всех вопросов на занятии должно в сумме своей представить обстоятельную и неоднозначную трактовку текста произведения.

План

1. В чем парадоксальность мышления подпольного человека:

– в рассуждениях о свободе воли человека;

– в оценке духовной слабости (прежде всего своей собственной);

– в понимании красоты;

– в представлении об историческом развитии человечества;

– в отрицании возможности гармонического социального устройства.

2. Аргументы подпольного человека:

– опровержение принципов детерминизма и рационализма;

– обоснование «права на бесчестье», на низкий и подлый поступок;

– отрицание прогресса человеческой истории;

– опровержение социализма.

Насколько убедительны его доказательства? Какое из них представляется подпольному человеку самым веским? С кем полемизирует подпольный человек? Против каких философских систем он восстает? К каким аргументам подпольного человека автор относится сочувственно или с пониманием?

С кем полемизирует сам Достоевский?

3.Найти в тексте:

– полемические выпады против теории «разумного эгоизма» Чернышевского и поведения героев романа «Что делать?», руководствующихся этой теорией;

– использование в полемических целях образов и мотивов «Героя нашего времени» Лермонтова;

– полемическое травестирование известных сюжетных ситуаций, традиционных для 1860-х гг. (во 2-й сюжетной части повести).

4.Объяснить полемический смысл эпиграфа ко 2-й части повести (отрывка из стихотворения Некрасова «Когда из мрака заблужденья...»).

5.Как обнаруживается авторское несогласие с подпольным человеком и осуждение его:

– в изображении психологического экспериментаторства парадоксалиста;

– в итогах пережитых им коллизий;

– в системе образов и композиции повести.

Как определял смысл «подполья» Ф. М. Достоевский? Уникален или типичен подпольный человек? Какова его социальная природа? «Эпохальные» черты подпольного человека. В чем оригинальность его психофизиологического склада? Какова его литературная родословная? Какие типы, характеры в русской литературе подготовили подпольного человека?

Примечание: Блоки 1 и 2 рекомендуется обсуждать одновременно, отвечая сначала по пункту 1 блока 1, затем по пункту 1 блока 2 и т. д.

Список литературы

Тот же, что к теме № 8.

Тема 10. Роман Достоевского «Преступление и наказание»

1. Истоки и мотивы преступления Раскольникова. Полемика ученых о мотивах его преступления (Г. М. Фридлендер, В. Я. Кирпотин, К. И. Тюнькин, Ю. Ф. Карякин и др.).

2. Содержание теории Раскольникова. Отражение в ней социально-психологических и идеологических явлений новой эпохи.

3. Социальный и философский аспекты коллизии Раскольникова. Трагический характер конфликта.

4. Своеобразие наказания Раскольникова. Развитие сюжета и конфликта в романе. Антитеза морали социальной и религиозной.

5. Формы и средства психологического анализа. Изображение неосознанных и подсознательных психических явлений и их значение в романе.

6. Система характеров в романе как средство испытания героя и как способ широкого художественного исследования философской проблемы. «Полифонизм» Достоевского.

7. Авторская позиция в романе и способы ее выражения.

Список литературы

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание (любое издание).

Достоевский Ф. М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 148–161.

Писарев Д.И. Борьба за жизнь // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956 (или: Достоевский в русской критике. М., 1956).

Страхов Н.Н. Преступление и наказание // Он же. Лит. критика. М., 1984. С. 96–122.

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 2, 3.

Евнин Ф. И. Роман «Преступление и наказание» // Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959.

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.

Кожинов В. В. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» // Кожинов В. В. Три шедевра. М., 1971.

Карякин Ю. Самообман Родиона Раскольникова. М., 1976.

Тюнькин К. И. Бунт Родиона Раскольникова // Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1968.

Фридлендер Г. М. и др. Примечания к роману «Преступление и наказание» // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 7. М., 1973.

Щенников Г.К. Художественное мышление Достоевского. Свердловск, 1978. С. 28-59.

Он же. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987 С. 209–235.

Тема 11. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот».

1. История создания романа «Идиот». Замысел писателя. Когда в записных тетрадях автора появилась запись «князь-Христос», на каком этапе работы над романом?

2. Отражение в романе Латинских мотивов. Новаторство писателя в воссоздании образа «положительно прекрасного человека»

3. Связь образа Мышкина с размышлением Достоевского о природе человека в записке у гроба жены и заметке «Социализм и христианство». Достоевский о значении лика и подвига Христа для возрождения человечества.

4. Мотивация психологического комплекса князя Мышкина особыми условиями его жизни и воспитания. Рассказы Мышкина о своей жизни в Швейцарии.

5. Князь Мышкин как «естественный человек». Его убеждения. Обличие Мышкинской любви к человеку.

6. Сюжет романа «Идиот» как постоянное испытание князя Мышкина.

7. Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Почему ему не удалось возродить и спасти Настасью Филипповну? Мышкин и Аглая. Проблема красоты в романе.

8. Герои-соперники: Мышкин и Рогожин. Развитие их отношений в сюжете. Смысл финала романа.

9. Салтыков-Щедрин о романе «Идиот». Споры о романе в современном литературоведении.

Список литературы

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. Т. 8, 9 (текст, записки, тетради, комментарии). Т. 20 («Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?…», «Социализм и христианство»).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь- справочник. Спб., 2008. С. 93–109.

Салтыков-Щедрин М. Е. Светлов, его взгляды, характер и деятельность (отрывок) // Ф.М. Достоевский в русской критике. М., 1956. С. 229–232.

Ермилова Т. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». Иваново, 1993.

Зеньковский В. В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.

Касаткина Т. «Христос вне истины» в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. СПб., 1998. № 11.

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения». М.: «Наследие», 2001.

Розенблюм Л. «Красота спасет мир»… // Вопросы литературы. 1991. № 11–12.

Свительский В. А. «Сбились мы, что делать нам!..» // Достоевский и мировая культура: Альманах, СПб., 2000. № 15.

Скафтымов А. П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Он же. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Щенников Г. К. Метафизика романа «Идиот» // Он же. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001.

Тема 11 (доп.) Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»

1. В чем, по признанию автора, состоит «главная мысль романа»?

2. «Князь Христос» и русская действительность.

Что мы узнаем о герое в начале романа? Проанализируйте портрет Мышкина, сцены в доме Епанчиных.

Отметьте в тексте, какие литературные и культурные традиции, образы упоминаются в связи с главным героем. Как это «работает» на концепцию автора? Покажите, как раскрывается в романе «полнота духовной природы» Мышкина. В каких ситуациях, отношениях испытывается герой?

Братство-соперничество с Рогожиным. (Смысл сопоставления героев в начале романа, сцен объяснения-диалога, мены крестами, описания переживаний и предчувствий Мышкина, сцены покушения (2-ая часть, 3-5 главы), финала и др.).

Князь и Ипполит.

Ипполит в гостях у князя (2-я часть). Исповедь Ипполита (3-я часть).

«Двойная» любовь Мышкина.

Знакомство с Н.Ф. и Аглаей, предложение Н.Ф., чтение Аглаей «Рыцаря бедного», поединок женщин, выбор князя.

3. Как связан образ Мышкина с темой красоты? В чем смысл обобщающего суждения о том, что «красота спасет мир»?

Список литературы

См. тему № 11.

Тема 12. Роман Достоевского «Бесы»

1. «Бесы» и «бесовщина» в романе. Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий. Соотнесите разные истолкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте?

2. Верховенские: отец и сын. Смысл конфликта. Концепция нигилизма.

3. Загадка Ставрогина. Проанализируйте главы «Ночь», «Ночь (продолжение)», «У Тихона» (специфика хронотопа, характер и проблематика диалогов). Как раскрываются в диалогах Ставрогин и его оппоненты? «Идеи» Шатова и Кириллова.

4. «Лавинообразный» характер 3-й части. «Трагедия и сатира - две сестры и идут рядом». Покажите это на конкретных примерах.

Список литературы

Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»).

Достоевский Ф. М. Бесы: Роман в трех частях // «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996.

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 19-31.

Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание).

Он же. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997.

Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

Сараскина Л. И. «Бесы», роман-предупреждение. М., 1990.

Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.

Тема 13. Роман Достоевского «Братья Карамазовы»

(Тема рассчитана на 2 практических занятия)

1. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение Достоевского. Связь с темами и образами предыдущих романов писателя.

2. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.

3. Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.

4. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека — кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.

5. Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана - Смердяков и черт, их функции в романе.

6. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.

7. Два судебных процесса в романе и суд над Россией.

8. Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»).

Список литературы

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (любое издание).

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 34–45.

Фридлендер Г. М. и др. [Примечания к роману «Братья Карамазовы»] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 15. Л., 1976. С. 399–604.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, разд. 3..

Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.

Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского (гл. 8, 9) // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1.

Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы».Л., 1977.

Горький М. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» // Ф. М. Достоевский в русской критике. М., 1956.

Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1992.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.

Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Он же. Мысли о литературе. М., 1989. С. 41–157.

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М., 2007.

Свительский В. А. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»// Он же. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860–1870-х годов). Воронеж, 2005. С. 164–183.

Степанян К. А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964 (гл. 7).

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967 (гл. И).

Щенников Г. К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001. С. 145–342

Тема 13а. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

1. Смысл названия и эпиграфа. Как связан эпиграф с концепцией романа? Когда автор вновь обращается к этому высказыванию из Евангелия? Почему?

2. Как построено произведение? Как соотносятся в произведении позиции и судьбы братьев? Полифонизм романа. Объясните, в чем состоит обобщающий и моделирующий характер сюжета.

3. Проанализируйте главы «Бунт» и «Великий инквизитор». Восстановите ход рассуждений Ивана. В чем порочность его блестящей логики и главного вывода? Как связаны рассуждения Ивана с поэмой о великом Инквизиторе? Объясните суть концепции Инквизитора, его спора с Христом о мироустройстве и природе человека. Как переосмысляется Достоевским известный новозаветный сюжет? Поэма «Великий инквизитор» как «глубочайшее исследование метафизического смысла свободы и власти», вершина творчества Достоевского, «увенчание его религиозной философии» (см. работы К. Мочульского, Н. Бердяева, В. Розанова).

4. Книга «Русский инок» и ее значение в художественном целом романа. Как соотносятся главы «Бунт» и Великий инквизитор» с «Русским иноком»? Как построена книга? Раскройте содержание и смысл проповедей Зосимы. Чем они полемичны по отношению к позиции Ивана? Присутствуют ли в них понятия «тайны», «чуда», «авторитета», каким смыслом наполняются? Образно-символическое содержание книги. Смысл противопоставления Зосимы и Ферапонта.

5.Книга «Алеша». Кульминационное значение глав «Луковка», «Кана Галилейская». Смысл использования евангельского сюжета в «Кане». Как построена глава? Значение внутренних монологов, пейзажа, символического сна. Связь этой главы с эпилогом. Значение эпилога.

6.Как реализуется в романе мысль Зосимы о «метафизической вине» всех братьев?

Список литературы

Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 1-11 (Мф. 4, /-//).

Евангелие от Иоанна. Гл. 2. Ст. 1-11, 20-28 (Ин. 2,1-11, 20-28).

См. также литературу к теме 13.