avangard-pressa.ru

Тема 20. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении - Психология

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Части БСП разделяются запятой, если части близки по смыслу, в БСП перечислитель­ная интонация: Метель не утихала, небо не прояснялось(А. С. Пушкин). Однако не разделяются запятой предложения: а) которые быстро произносятся: Смотритебе попадет!; Смотрине прогадай!; б) у которых имеется общая часть: Кажется, погода налаживаетсяи вскоре наступит потепление.

Точка с запятой ставится, если части отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые: Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая; под ним клубился легкий пар (А. С. Пушкин).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие ставится, если:

- во второй части называется причина, основание того, о чем говорится в первой: Вот тут парни и стушевались: кому охота перед телекамерой показывать рвение и прыть по отношению к чужой девушке? (Комсомольская правда, 22.10.2009);

- вторая часть раскрывает, разъясняет содержание первой (можно вставить союз а именно): Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (А. С. Пушкин);

- вторая часть дополняет содержание первой (можно вставить союзы что, как; часто в первой части есть такие элементы: и вижу, что, и слышу, что и почувст­вовал, что): Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. С. Пушкин); Лук царевич опустил, смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (А. С. Пушкин).

В БСП с двоеточием наблюдается понижение голо­са перед 2-й частью, интонация пояснения, предупреждающая пауза.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Условия Пример 1. Во 2 ч. содержится указание на быструю смену событий Сыр выпал - с ним была плутовка такова (И. А. Крылов) 2. Во 2 ч. - противопоставление Служить бы рад – прислуживаться тошно (А. С. Грибоедов) 3. Во 2 ч. - сравнение Молвит слово - соло­вей поет 4. Во 2 ч. - вывод, следствие Цвели розы - сладко дышалось в саду 5. У 2 ч. присоединительное значение (это) По лопухам, по крапи­ве рассыпались белые ле­пестки - отцветает че­ремуха 6. В 1 ч. - указание на время (когда) Пьешь воду - не забы­вай о тех, кто вырыл колодец 7. В 1 ч. - условие (если) Биться в одиночку - жизни не перевернуть

Упражнение

1. Проанализируйте бессоюзные сложные предложения, предикативные части которых отделены запятой или точкой с запятой. Расставьте нужные знаки препинания.

1. Потом опять затихло ветер уб...гая т...рялся где (то) (в) дали сада над обрывом к пр...бреж...ю (И. А. Бунин). 2. Тут было только беспокойство обо мне об моей материальной участи сказывался отец с своими прозаич...скими хотя и добрыми чувствами (Ф. М. Достоевский). 3. Кроме (н...) многих ракит да (двух) трех тощ...х берез деревца на версту кругом (н...) увид...шь изба лепится к избе крыши закида...ы гнилой соломой... Калужская деревня (на) против больш...ю частью окруже...а лесом избы стоят вольней и пр...мей крыты тесом ворота плотно зап...раются пл...тень на задворке (н...) разметан и (н...) вывалился наружу (н...) зовет в гости всякую прохожую свинью... (И. С. Тургенев). 4. Я бросился на душистое сено собака св...рнулась у моих ног Федя пожелал мне доброй ночи дверь заср...пела и захлопнулась (И. С. Тургенев). 5. Корова подошла к двери шумно дохнула раза два собака с д...ст...инством на нее зарычала свинья прошла мимо задумч...во хрюкая лошадь где (то) в близости стала ж...вать сено и фыркать... (И. С. Тургенев). 6. Маленькие кулички-песочники со свистом перелетывают вдоль кам...нистых берегов и...пещре...ых холодными и светлыми ключами дикие утки выплывают на середину прудов и острожно оз...раются цапли т...рчат в тени в заливах под обрывами (И. С. Тургенев). 7. Дети бегали по всему дому как потер...ные англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельниц... прося пр...искать ей новое место повар уш...л еще вчера со двора ч...рная кухарка и кучер просилил ра...чета (Л. Н. Толстой). 8. Местечко точно вым...рло даже собаки (н...) лаяли (А. И. Куприн). 9. Улыбка внезапно сошла с лица Александры Петровны лоб нахмурился (А. И. Куприн). 10. Лес редел понемногу почва опускалась и становилась к...чковатой (А. И. Куприн). 11. Сани чуть подрагивали и покачивались прист...жная ровно и весело ск...кала с своим круто подвяза...ным хвостом над наборной шл...ей ровная масл...ная дорога быстро убегала назад ямщик ухарски пош...веливал вож...ами адвокат офицер сидя напротив что (то) врали с соседкой Маковкиной (Л. Н. Толстой). 12. Под ногами жалобно всхлипывала слякоть ф...нари гл...дели тускло как заплака...ые вдовы... (А. П. Чехов).

2. Перепишите предложения, расставляя между частями бессоюзных сложных предложений двоеточие или тире. Определите структурно-семантические признаки этих предложений.

1. Повернул Елисей кольцо (н...) заперто (Л. Н. Толстой). 2. Об...рнулся и увидел Лизу она догнала меня и слегка ударила зонтиком (Ф. М. Достоевский). 3. Вот и получает...ся н... дорожил я (по) настоящему своей сем...ей и любов...ю (с) лишком поздно научился дорожить (В. Н. Ажаев). 4. Пять быстрых лет пройдет мне минет тридцать лет (К. Бальмонт). 5. Средь птиц мне кондор всех милее летает в син... выше всех (К. Бальмонт). 6. Водились за ним /помещиком/ правда некоторые слабости он (на) пример сватался за всех богатых невест в губерни... и получив отказ от руки и от дому с сокруше...ым сер...цем доверял свое горе всем друзьям и знакомым а родителям невест продолжал посылать в подарок кислые персики и другие сырые произв...дения сво...го сада (И. С. Тургенев). 7. Склад его /Хоря/ лица напом...нал Сократа такой же высокий шишковатый лоб такие же мал...нькие глазки такой же курносый нос (И. С. Тургенев). 8. Я поднял голову перед огнем на опрокинутой кадк... сидела мельн...чиха и разг...варивала с моим охотником (И. С. Тургенев). 9. А на ее /Пелагеи/ лице Гриша видел целую и...юминацию оно г...рело и переливало всеми цветами начиная с (красно) багрового и кончая (смертельно) бледным (А. П. Чехов). 10. Несколько впрочем стран...о и (н...) обыде...о только одно у северной двери стоит отец Григорий еще (н...) снимавший обл...чения и сердито мигает своими густыми бр...вями (А. П. Чехов). 11. Быстро падала темнота уже в темноте вышел на тер...ас...у размытый в белом смок...нге англичанин (И. А. Бунин). 12. Полковник Шульгович (не) сразу принял Ромашова у него был кто (то) в кабинете (А. И. Куприн). 13. Где (то) на краю этого ликующ...го мира далеко на г...ризонте оставалось темное зловещ...е пятно там пр...ютился серенький унылый городишк... с т...желой и скучной службой с ротными школами с пьянством в собрани... с тяжестью и противной любовной связью с тоской и одиноч...ством (А. И. Куприн). 14. Его /Ярмолы/ лицо выражало суровоую тревогу и (н...) терпеливое ожидание должно быть он уже давно дожидался здесь моего пробуждения (А. И. Куприн). 15. Я взглянул на тутовое дерево ро...шее около самого дома оно стояло соверше...но голое все листья были сбиты с него страшными ударами града (А. И. Куприн). 16. И в ту же минуту с ним /Бобровым/ произошло что (то) страшное ноги его вдруг болезне...но ослабли в груди и брюшной полости по...вилось т...гучее щ...мящее отвр...тительное раздражение лоб и щеки сразу пох...лодели (А. И. Куприн). 17. Застаю я Ниночку за ее любимым занятием она сидит на диван... положив ногу на ногу щурит на воздух свои хорош...нькие глазки и (н...) чего (не) делает... (А. П. Чехов).

3. Раскройте скобки, вставьте орфограммы и пунктограммы.

1. Скр...пят клесты зв...нят синиц... смеет...ся кукушка св...стит иволга (М. Горький). 2. Время ст...ит еще ран...ее шестой час (в) начале золотистый утре...ий туман в...ется над проселком (М. Е. Салтыков-Щедрин). 3. Стал Жилин вглядыват...ся маяч...т что (то) в д...лине (Л. Н. Толстой). 4. Любите книгу она помож...т вам разобрат...ся в пестрой путан...ице мыслей она науч...т вас уважать человека (М. Горький). 5. После пяти часов погода стала портит...ся с моря пот...нул туман (В. К. Арсеньев). 6. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось (М. Горький). 7. Я бы в ле...чики пош...л пусть меня науч...т (В. В. Маяковский). 8. Снуют пунц...вые стр...козы л...тят шм...ли во все концы колхозницы см...ются с возу проходят с косами к...сцы (Б. Л. Пастернак). 9. Я поднял глаза на крыш... хаты моей ст...яла девушка в п...лосатом платье с ра...пуще...ыми косами настоящая русалка (М. Ю. Лермонтов). 10. Вы вид...те первый луч... упал на каме...ую ограду нагрел ее и от нее поднимается пар (К. Г. Паустовский). 11. Его глаза (н...) когда (н...) смотрят просто они все высматривают да подсматривают (И. С. Тургенев). 12. Ре...кий воздух обмыл лицо х...лодной водой сон сразу прош...л (К. Г. Паустовкий). 13. Ок...ан с гулом х...дил за стеной ч...рными горами в...юга крепко св...стала в от...желевш...х снастях пар...ход весь др...жал (И. А. Бунин). 14. Лес ра...ступился (н...) ожида...о од...лев глухой дубовый кустарник ро...ший в этом месте сплошной стеной Петя (н...) вольно остановился заморгал (П. Л. Проскурин). 15. Неаполь рос и пр...бл...жался музыканты бл...стя медью духовых ин...трументов уже ст...лпились на палуб... и вдруг оглушили всех т...ржествующ...ми звуками марша (И. А. Бунин). 16. Ч...рный пес Арапка обычно сопр...в...ждавший Павла Евграфовича в путешестви... сегодня идти отказался разм...ре...ый жарой лежал в тени в...ранды и (н...) двигался (Ю. В. Трифонов). 17. Синцов дал очередь танкист и...чез (К. М. Симонов).

4. Исследователи Н. С. Валгина и В. Н. Светлышева отмечают: в практике печати все чаще можно встретить при передаче разъяснительно-пояснительных отношений между частями сложного бессоюзного предложения вместо двоеточия тире, что связано с активизацией позиций тире как знака более емкого содержания. При этом двоеточие как знак препинания закрепляется при оформлении различных перечней, а также употребляется в новых синтаксических условиях, там, где могут наиболее проявиться его разъяснительно-пояснительные возможности, например в ряде экспрессивных номинативных построений, которые активно используются в заголовках, особенно в названиях газетных рубрик: Мировые проблемы: пути решения; Поэзия: лицом к лицу с читателем; Критика: обратная связь.

Проанализируйте пунктуацию в текстах газет и журналов и приведите примеры постановки тире вместо двоеточия, а также двоеточия в заголовках.

5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Я сидел в б...резовой рощ... осенью около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик см...ня...мый по временам теплым солнечным сияни...м была (не) постоя...ая погода. Небо то все зав...лакива­лось рыхлыми белыми облаками то вдруг местами ра...ч...щалось на мгновенье и тогда (из) за раздвинутых туч... показывалась лазурь ясная и ласковая как пр...красный глаз. Я сидел и глядел кругом и слушал. Лис...тья чуть шумели над моей головой по одному их шуму можно было узнать какое тогда стояло время года. То был (н...) веселый см...ющийся трепет весны (н...) мя...кое шушуканье (н...) долгий говор лета (н...) робкое и холодное л...п...танье поз...ней осени а едва слышная др...мотная б...лтовня. Слабый ветер чуть (чуть) т...нул по верхушкам. Внутре...ость рощи влажной от дождя бе...пр...ста...о изм...нялась смотря (по) тому св...тило ли солнце или закрывалось облаком она то оз...рялась вся словно вдруг в ней все улыбнулось тонкие стволы н... слишком частых берез внезапно пр...нимали нежный отблеск белого ш...лка л...жавшие на земле мелкие лис...тья вдруг п...стрели и заг...рались черво...ым золо­том а красивые стебли высоких кудрявых п...п...ротни­ков уже окраше...ых в свой осе...ий цвет подобный цвету переспелого винограда так и скв...зили бе...ко­нечно путаясь и пересекаясь перед глазами то вдруг опять все кругом сле...ка синело яркие краски мгно­ве...о гасли березы ст...яли все белые без блеску белые как только что выпавший снег до которого еще н... к...снулся холодно играющий луч... зимн...го солнца и укра...кой лукаво начинал се...ться и шептать по лесу м...льчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побл...днела лиш... (кое) где сто...яла одна молод...нькая вся красная или вся золотая и надобно было видеть как она ярко вспыхивала на со...нце когда его лучи внезапно пробивались ск...льзя и п...стрея скво...ь частую сетку тонких веток только что смытых св...ркающ...м дождем.

По И. С. Тургеневу