avangard-pressa.ru

Выявление светом фактуры снимаемого объекта - Искусство

В большинстве случаев важно передать на фотографии не только форму и тон предмета, но и строение, структуру его поверхности, или, как принято говорить, фактуру предмета.

Для выразительного воспроизведения на снимке фактуры предмета освещение имеет решающее значение. При освещении неровной поверхности боковым, скользящим светом образуется светотень, которая резко и отчетливо выявляет малейшие ее неровности. Та же поверхность, освещенная передним светом, передается на фотографии однотонной, лишенной своих фактурных особенностей. Это хорошо видно на примере мятого листа бумаги (рис. 11). снятого при освещении сбоку и при освещении от аппарата.

а о

Рис. 11. Освещение неровной поверхности: а — боковым направленным светом; б— передним светом

Отсюда необходимо сделать следующий вывод: если снимается лицо с ровной, гладкой кожей, то при любых установках света фактура кожи будет передана на фотографии ровной и гладкой; если на лице много морщин или кожа неровная, то, осветив такое лицо передним светом, можно в зна чительной степени смягчить неровности (световая ретушь), и, наоборот, если стоит задача подчеркнуть складки и морщины, то необходимо установить боковой, скользящий свет (см. приложение — фото 16 и 21).

Тональные контрасты фотографического изображения зависят от того, насколько светлы или темны сами снимаемые поверхности, какие установлены освещенности, какова контрастность негативного и позитивного фотоматериалов, каков режим проявления и печати.

Основные виды света

Представим себе, что мы выбрали фон, расположили перед ним снимающегося, поставили фотоаппарат и приступили к установке света.

Сначала необходимо найти положение для источника света, который будет в нашей схеме освещения главным, основным. От его положения будет зависеть распределение света и тени на снимаемом объекте, характер светотеневого рисунка в целом. Обычно при съемке портрета передне-верхне-боковой по направлению свет принимается за основной.

Схема к рис. 12

На рис. 12 и схеме к нему показаны различные установки основного света: а — основной свет установлен от аппарата (переднее освещение); б—лампа перемещена влево световой поток имеет передне-боковое направление — свет установлен

Рис. 12. Установка основного, рисующего, света

еще более боковым, но уже справа; г — свет имеет нижнебоковое направление. Постоянного, универсального направления основного света, годного для всех случаев съемки, не существует; каждый раз направление основного света определяется во время съемки и зависит от характера и положения объекта съемки, от творческого замысла фотографа. Предположим, решено установить основной свет так, как это показано на рис. 13. Однако производить съемку еще нельзя. Окончательная установка света на этом не может считаться законченной. Теневые участки объекта слишком темны, контуры теневой части головы сливаются с фоном, который лишен фактурной проработки.

Рис. 13.

Основной,

рисующий,

свет

Возникает необходимость подсветить теневые участки лица. Для этого от аппарата устанавливается источник, излучающий рассеянно-направленный свет (рис. 14).

Рис. 14. Заполняющий свет

Рис. 15. Освещение двумя видами

света:

а — рисующий; б — заполняющий

В отличие от первого вида света, который называется основным, или рисующим, светом, второй вид называется заполняющим, или передне-рассеянным, светом. Включив оба осветительных прибора, можно заметить, что в тенях, также как и в светах, появилась проработка

фактуры, пластическая форма на снимке стала более ощутимой, рельефной (рис. 15).

Рис. 16. Контурный свет

Рис. 17. Освещение тремя

видами света: а — рисующий, б —

заполняющий; в — контурный

Чтобы еще больше подчеркнуть светом объемность, усилить иллюзию трехмерности объекта, используется контурный свет (рис. 16). Световой контур по яркости должен быть сильнее, чем светлая часть лица, иначе он не будет различаться, но не настолько ярким, чтобы пересвечивать лицо. Чтобы на объекте съемки появился световой контур,

источник света устанавливается за кадр ом между объектом и фоном.

Для установки контурного света также необходимо найти наилучшее для каждого конкретного случая направление, в котором должен работать осветительный прибор. Он может быть установлен сверху, снизу, сбоку, на световую или теневую часть объекта, располагаясь вблизи границы кадра.

На рис. 17 показан объект съемки, освещенный рисующим, заполняющим и контурным светом.

Чтобы завершить установку света, необходимо осветить фон (рис. 18). Для этого используется еще один осветительный прибор направленного или рассеянного света (если

фон плоский и небольшой по площади). Этот, четвертый, вид света называется фоновым. На рис. 19 объект съемки показан на освещенном фоне.

В большинстве случаев съемочной практики можно обойтись перечисленными видами света. Иногда применяется еще так называемый моделирующий свет для дополнительной световой отделки, точной отработки светом отдельных частей объекта, например лица, костюма и т. д., хотя заполняющий свет может выполнить частично также и функцию моделирующего света.

Итак, пятью основными видами света являются: рисующии, заполняющий, контурный, фоновой и моделирующий. Последовательность установки осветительных приборов диктуется обычно практическими соображениями.

На рис. 20 изображена принципиальная схема освещения портрета, называемая нормальным портретным освещением.

Метод освещения с помощью рисующего света а также вышеприведенная терминология были в свое время разра ботаны кинооператором проф. А. Д. Головней* и широко распространены в кинопроизводственной практике.

Описанная методика освещения рисующим светом применима при фотографировании любого объекта. Вместе с тем это отнюдь не означает, что всегда механически должны использоваться все пять основных видов света и именно так, как они описаны. Для начинающего фотолюбителя вполне достаточным может оказаться применение только рисующего света, которым одновременно можно осветить объект съемки и фон (как правило, при съемке объект и фон требуют раздельного освещения).

По мере накопления навыков световые схемы можно постепенно усложнять, применяя различные сочетания основных видов света.

Рис. 20. Принципиальная схема нормального (обычного) портретного освещения пятью основными видами света:

а — рисующий; б — заполняющий; в — контурный, г — фоновой; д «*- моделирующий

Несколько слов о точности в работе с осветительными приборами. На первый взгляд может показаться, что особой точности не требуется. Но это неверное представление пол-

* А. Д. Головня, Свет в искусстве оператора, Госкиноиздат, 1945.

ностью опровергается практикой. Источники света должны устанавливаться с точностью до нескольких сантиметров (особенно при съемке с близких расстояний); по возможности точнее необходимо устанавливать яркостные соотношения на самом объекте съемки и на фоне. Например, при установке заполняющего света далеко не безразлично, с какой стороны его установить,—со стороны рисующего света, за камерой, или с противоположной стороны (рис. 21).

В первом случае (а) теневая часть лица не будет освещена заполняющим светом, светотеневые контрасты будут значительными, потребуется дополнительная подсветка теней. Во втором случае (б) мы имеем дело с такой установкой источника света, при которой на объекте и от объекта на фоне не возникает теней В третьем случае (в) теневая часть будет хорошо освещена, но при этом на лице могут возникнуть двойные тени.

При установке каждого вида света можно воспользоваться не одним, а несколькими осветительными приборами. Например, если фон по площади очень большой или имеет протяженность в глубину, его освещают двумя, тремя или несколькими источниками, из которых, в свою очередь, один

может быть источником направленного света, другой — рассеянного, третий—создавать световой рисунок, четвертый — подсвечивать тени, но все вместе — обеспечивать освещение фона.

Часто можно встретить случаи, когда под основными видами света подразумеваются направления, в которых установлены осветительные приборы, например передний свет, боковой и т. д. Это неправильно.

В современной фотографической литературе источники света принято делить по следующим основным признакам:

1. По изобразительному назначению (свет рисующий, заполняющий, контурный, фоновой и моделирующий).

Некоторые авторы вводят дополнительные названия, уточняющие назначение источников света, однако основными остаются пять приведенных выше видов освещения.

2. По направлению светового потока.

Осветительные приборы могут быть установлены в любом месте воображаемой полусферы, в центре которой находится снимаемый объект. В горизонтальной плоскости основными направлениями являются: переднее, передне-боковое, боковое, задне-боковое и встречное направление (соответственно слева и справа от оптической оси). Переднее направление называют иногда фронтальным, передне-боковое— диагональным, встречное — контровым. В вертикальной плоскости кроме фронтального различают нижнее, передне-верхнее, верхнее и контровое (по существу, верхне-контровое). Дальше начинаются многочисленные комбинации: передне-верхне-боковое, часто используемое для установки рисующего света, передне-нижнее —для моделирующей подсветки глаз, верхне-контровое и ниж-не-контровое —для обрисовки светом в различной мере контурных форм объекта и т. д.

3. По характеру излучения: направленное и рассеянное.

Главным признаком при установке каждого источника света является его изобразительное назначение; второй и третий признаки являются существенными, но не главными. Так, в качестве прибора основного света может быть использован источник направленного света (как это бывает в большинстве случаев), а также с большим успехом источник рассеянного света (например, при съемке женского портрета); и в том и другом случае это будет основной свет.

Фронтальный свет означает, что осветительный прибор работает от аппарата; фронтально установленный свет может быть заполняющим, а может быть и рисующим. Рисующий направленный фронтальный свет дает полное представление о том, где какой источник света установлен и каково его назначение в данной световой схеме. Например, конт-ровой по направлению свет может едва заметно обрисовать контур, может создавать основной световой рисунок изображения и т. д.

Отсюда следует вывод: обдумывая замысел освещения, надо всегда помнить, что каждый источник света должен выполнять конкретную изобразительную задачу.

Фотограф-художник, создавая нужный световой рисунок, тщательно отрабатывает эффект освещения, по многу раз переставляет источники света, поднимая и опуская приборы, перекрывая световые потоки шторками и сетками.

Когда свет, по мнению фотографа, установлен, можно составить схему расстановки осветительных приборов. Световая схема поможет при анализе расстановки осветительных приборов выяснить, что в ней было сделано удачно, правильно и что неправильно.

Готовых световых схем, пригодных для всех случаев съемок, не существует. Свет при съемке устанавливается лишь для конкретных условий. Это важно знать для правильного понимания и освоения метода освещения.

Работая над установкой света, фотолюбитель должен стремиться воспроизводить правдивый, реалистический характер освещения, при помощи нескольких осветительных приборов добиваться получения на снимке эффекта освещения как бы от одного основного источника света, видимого в кадре или подразумеваемого за кадром.

Вспомним схему светотеневого освещения (см. рис. 4). На ней ясно выражен эффект освещения от одного основного источника света. Таково наше визуальное восприятие светового эффекта в жизни. Чтобы правдиво воспроизвести картину освещения на снимке, необходимо учесть целый ряд обстоятельств, использовать специфику и особенности фотопроцесса, например фотографические свойства материала, процесс обработки негатива и фотопечать, а самое главное —установку света.

В процессе работы с источниками света возникнет необходимость точно, методически последовательно отрабатывать световой эффект. В этой работе помогут основные виды света. Практика подскажет, какие источники света необходимы. Очевидно, одного рисующего света будет недостаточно. Понадобятся и остальные виды света, которые помогут обеспечить на пленке воспроизведение фактуры в тенях, усилить впечатление объемности, рельефности, обрисовать контур, добавить рефлексы, установить требуемые яркостные соотношения, получить в итоге интересное, выразительное изображение, не теряя естественной простоты в характере освещения.